КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеЦерковь и церковные руины

7 ИЮНЯ 2010 г. БОРИС КОЛЫМАГИН

В 

Похоже, что шум, поднятый культурным сообществом по поводу возможной передачи музейных коллекций религиозным организациям, принес добрые плоды. В новой редакции законопроекта В«О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначенияВ» передача музейных ценностей в собственность религиозным организациям не предусматривается. Конечно, законопроект еще будет рассматриваться в профильных комитетах Госдумы. Но в его обсуждении уже будут участвовать не только государственные и церковные чиновники, но и представители В«музейщиковВ», поэтомуВ  есть надежда, что процесс примет цивилизованные черты.

Другое дело, что церковные топ-менеджеры при этом не отказались от мысли использовать музейные коллекции для привлечения паломников и освоения туристического потока. Благо, что делать это можно в рамках существующего законодательства. Религиозные организации все активнее требуют передачу памятников для использования в богослужебных целях. Мол, собственность пускай будет государственная, а реальными хозяевами будем мы.

В рамках этой логики стоит понимать решение прошедшего недавно в Санкт-Петербурге Синода, на котором говорилось об учреждении специальной комиссии по взаимодействию с церковным сообществом. Дело не только в том, что рулить с церковной стороны будет одиозный архимандрит Тихон (Шевкунов), а в самом характере ответа на музейный вызов. Увы, руины и бесхозные поля интересуют РПЦ куда как в меньшей степени, чем, скажем, ценности Кирилло-Белозерского монастыря. Церковь думает о создании собственных древлехранилищ в ущерб государственным музеям, о том, что можно забрать в пользование уже сейчас, а с чем повременить, а не о долгосрочной стратегии сохранения памятников церковной старины. Иначе в Московском патриархате был бы создан специальный музейный отдел, куда бы вошли действительно специалисты-искусствоведы, а не опытные переговорщики. И этот отдел, для которого главным делом стало бы сохранение и учет памятников внутри церковной ограды, профессионально вел переговоры с музейщиками.

В 

Пока в обществе кипят ожесточенные споры вокруг законопроекта, в стране погибают 200 тысяч памятников русской архитектуры XVI — начала XX веков. И было бы очень хорошо, если бы Церковь активно включилась в их спасение. О красоте и реальном состоянии этих памятников дает представление недавно открывшаяся в музее В«Дом иконы на СпиридоновкеВ» фотовыставка В«Забытые шедеврыВ» (продлится до 27 июня).

Большеформатные фотографии переносят нас в труднодоступные уголки Тверской, Рязанской, Калужской областей. Полуразрушенные здания, остатки белокаменного декора, фрагменты настенных росписей… В советское время эта гибнущая красота привела многих людей к вере. Сегодня она на грани уничтожения. На некоторых фотографиях можно увидеть строительные леса — утешительный знак нового времени, знак того, что часть памятников (хотя и очень небольшая) будет сохранена для будущего.В  Но все-таки надежды на спасение большинства стоящих в руинах построек нет. Правда, можно собрать о них информацию и оставить документальную память в виде обмерных чертежей, описаний, фотографий. В 

Именно этим занимаются сотрудники отдела Свода памятников архитектуры Государственного института искусствознания. В течение 30-ти лет они ездят вВ  экспедиции, пытаясь спасти шедевры. В научных экспедициях отсняты замечательные произведения зодчества XVIII — начала XX веков, разбросанные по городам и селам российской провинции. С 2002 года энтузиасты стали устраивать выставки, основанные на материалах экспедиций. Нынешняя выставка — уже 25-я по счету, своеобразный юбилей.

В«Наше культурное наследие находится в плохом состоянии, — признается ведущий научный сотрудник отдела Екатерина Шорбан. — Конечно, Русская православная церковь восстанавливает многие храмы. Но в большинстве случаев ни о какой профессиональной реставрации речи не идет. Разрушающиеся храмы в бедных селах часто вообще не интересуют правящих архиереев. Они говорят, что нужно восстанавливать церкви прежде всего в городах. Что и на это средств не всегда хватаетВ».

В«Мы готовы сотрудничать с Русской православной церковью в деле сохранения памятников прошлого, — продолжает разговор Екатерина Антоновна, — помогаем с документацией, даем экспертные заключения, отвечаем на какие-то запросы. А будет ли расширяться сфера этого сотрудничества — зависит не от насВ».

Думается, что именно с такими организациями, как отдел Свода памятников архитектуры, Церкви и стоит вести переговоры. А бабло от туристических финансовых потоков подождет. К спасению души это мало относится.

На снимках: Спасская церковь, конец XVIII века, село Протасьев Угол, Рязанская обл.

Колокольня, кон. XVIII века. Специалисты утверждают, что без консервации через два-три года эта колокольня погибнет окончательно.

Фотографии предоставлены автором

В 

В 

Обсудить "Церковь и церковные руины" на форуме
Версия для печати
В