Историческая правда — вещь скоропортящаяся
В
В Берген-Бельзене, бывшем немецком концлагере, где умерла Анна Франк и ее старшая сестра Марго, первый раз я был пятнадцать лет назад, когда отмечали пятидесятилетие освобождения лагеря. Тогда это было большое мемориальное кладбище, но три года назад здесь открыли музей и исследовательский центр. И я поехал туда снова.Этот типичный концентрационный лагерь находился между Ганновером и Гамбургом, здесь погибло 72 тысячи человек. Сначала, в 1941 году, егоВ жертвами стали советские военнопленные, потом цыгане, гомосексуалисты, затем евреи со всей Европы.В
В
В
Военнопленных бросили прямо посреди поля, они рыли себе землянки, пытались приспособиться и выжить, но удалось это немногим — из-за недоедания и болезней уже к весне 1942 года из 20 тысяч умерло 14. Умерших хоронили на устроенном на небольшом отдалении кладбище Херстен — сначала по отдельности, потом в общих могилах.
В
С 1943 года вся территория была передана СС для создания здесь лагеря смерти. Правда, и до этого язык не повернулся бы назвать это место лагерем жизни. Всего за войну здесь погибло 19 580 советских военнопленных. Рядом, кстати, располагались еще два лагеря, Эрбке и Вицендорф, — и там погребено не менее 30 тысячВ наших солдат и офицеров.
За всеми кладбищами тщательно ухаживают. И это по всей территории Германии. И не только ухаживают (в ФРГ есть специальное общество В«Народный немецкий союз по уходу за военными могиламиВ»), но и стараются приобщать к исторической памяти молодежь, воспитывая ее в духе антимилитаризма и антинацизма. В частности, в Берген-Бельзене на кладбище советских военнопленных с 2007 года начался проект для местных школ В«Мы пишем ваши именаВ»: дети изготовляют глиняные дощечки с именами и личными данными военнопленных. Каждый берет на себя чью-то биографию, изучает ее, потом глиняные таблички с именами в торжественной обстановке возлагают на валу, окружающем кладбище.
В
Можно ли сказать, что юное поколение немцев продолжает расплачиваться за грехи своих прадедов? Вряд ли. Речь идет не о расплате, скорее — об осознанном и нравственном отношении к своей истории, которая не ставит целью воспитать чванливых гордецов и патологических неучей. Но воспитывает граждан, которые становятся не просто посетителями музеев, не болельщиками за В«нашихВ», не В«сыновьями промотавшихся отцовВ» и даже не теми, для кого важнее всего В«любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробамВ» — ибо все эти качества вполне доступны не гражданам, а всего лишь подданным, населению. Граждане, в отличие от неграждан, отвечают за все прошлое государства, потому что выполнять заветы предков и отвечать по их обязательствам — святое дело.
Меня поразило, что работники местного музея пытаются проследить судьбу каждого выжившего военнопленного и в музее ему посвящена отдельнаяВ мемориальная папка.
А ведь еще до 1991 года имена советских военнопленных, захороненных на кладбище Херстен, были немцам неизвестны. И только после распада СССР в одном из архивов недалеко от Москвы была найдена картотека сВ учетными карточками наших военнопленных.
Нашему государству всегда было недосуг разбираться с умершими за родину, особенно в плену. Оно с трудом успевало разбираться с живыми…  В
Я несколько раз писал о личном и коллективном патриотизме, о явном дефиците у нас всего индивидуального, об избыточном весе общих понятий, даже не противопоставляя эти две категории друг другу, но иллюстрируяВ явный перекос, нехватку персональной истории, а с ней и всего личного — мысли, поступка, ответственности. Самостоятельности. Именно это, на мой взгляд, способствует безнаказанности государства, апатии общества, легкости, с которой проходят у нас в стране преступные манипуляции, социальной и политической растерянности и потере собственного достоинства, а точнее, необретению такового.В
Не став смелым хотя бы пресловутым задним умом, не решившись сказать правду о прошлом, нельзя стать смелым в настоящем. Потому что только так можно избавиться от исторических фобий и маний, освободить захламленное подсознание и изменить В«предопределенноеВ» будущее.В
При том что надо иметь в виду: историческая правда — вещь скоропортящаяся. Подобно многим преступлениям, ее можно раскрыть только по горячим следам — в противном случае уходят свидетели, очевидцы событий, и вместо их живого взгляда и ощущений мы имеем домыслы и интерпретации.
Парадоксально, но помочь осуществить этот исторический психоанализ способна лишь умная и терпеливая власть, в противном случае нас ждет скорее всего народное беспамятство или буйство.В В В
В
Фотографии предоставлены авторомВ
В