Новости культуры
Утро началось со свежей
почты, получил письмо от знакомой журналистки: по СМИ пошла рассылка из
издательства В«ЭКСМОВ». Вот такая…
Культура деревни Гадюкино, или авторское право на Провал.
Виктор Шендерович обвиняет Дарью Донцову в нарушении авторских прав.
Помните, какВ Остап СулеймановичВ Берта Мария Бендербей, среди прочего, пытался (и у него это иногда получалось) сдирать деньги за что-то находящееся в общем пользовании? Так он, например, продавал билеты за вид на… Провал — пятигорскую достопримечательность, которая принадлежала всем.В
Думаете, это выдумка?
Ничуть.
И сегодня находятся люди, которые пытаются заработать деньги похожим образом:
Виктор Шендерович подал в суд на издательство В«ЭксмоВ» – за нарушение авторских прав он требует 350В 000 рублей, свой личный моральный ущерб оценивает в 30В 000 рублей.
Дело в том, что в названии своей книги В«Император деревни ГадюкиноВ», вышедшей в издательстве В«ЭКСМОВ», Дарья Донцова использовала словосочетание В«деревня ГадюкиноВ», которое, как утверждает Виктор Шендерович, было придумано им — а значит он, цитируем текст иска «… вправе использовать его или разрешать использовать другим лицам…».
Во втором томеВ собрания сочинений П. Засодимского (Вологодина), который называется В«Степныя тайныВ», на 45 странице, есть такой текст:
И пусть написаны эти строки были в 1895 году — однако, говоря языком юридическим, прецедент есть.В Кстати,В господин Вологодин в своем двухтомнике, более чем за сто лет до миниатюры В«И коротко о погодеВ», тоже употребил данное словосочетание в юмористическом, ироническом контексте. Есть видимо вечные ценности.
Важно другое. Даже если будет принято очевидное – со стороны Дарьи Донцовой посягательства на авторские права не было, истец не окажется внакладе.
Об этом инциденте уже написали и еще напишут. Уже обсуждают и еще будут говорить.
Кому выгодно такое паблисити – крупнейшему российскому издательству? Или по-прежнему самому издаваемому в России (данные Книжной палаты России за 2010) автору?
А, впрочем, каждый занимается тем, что получается у него лучше всего. Кто-то пишет книги, кто-то – исковые заявления.
«…Гадюкинскiя крестьяне пускались на различныяВ аферы. Эти аферисты, впрочемъ, иной раз возвращались съВ с предпрiятiй еще беднее и несчастнее прежнягоВ».
В«Степныя тайныВ»
В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В П. Засодимский, Второй том сочинений
В
-------------------------------
Как говорится: конец цитаты…
Я не собирался выходить с этой историей в публичное пространство — и у меня, и у страны есть поводы поважнее. В
Не я побежал пиарить эту историю по белу свету, рассылая в СМИ оскорбительную ерунду в адрес оппонента по судебному процессу. Не я, а издательство В«ЭКСМОВ» выбрало жанр скандала. В
Ну что же, публично так публично…В
Если вы, дорогие читатели, не поленитесь набрать в Яндексе В«деревня ГадюкиноВ», на вас, приятнейшим (для меня) образом, вывалятся В тысячи упоминаний этого словосочетания.
Меньшая часть ссылок отошлет вас к моей миниатюре 1989 года — или к записям Геннадия Хазанова, исполнявшего ее на многотысячных концертах и в эфире Первого канала. Более частыйВ случай — ссылки, не связывающие В«деревню ГадюкиноВ» ни с каким именем вообще, а использующие ее в фольклорном качестве (лестный случай для автора). В
В«Деревня ГадюкиноВ» — устоявшийся за двадцать с лишним лет синоним нищей, метафизической, оторванной от мира России…
Именно в этом качестве В«деревняВ» фигурирует в некотором количестве компьютерных игр — в нее отправляется В«Шерлок ХолмсВ», в ней воюют В«Петька и Василий Иванович»… Это имя носит сайт, посвященный рыбалке… Ну и на здоровье. В
Лестную для автора степень проникновения В«деревни ГадюкиноВ» в мозги современников мельком фиксирует героиня романа г-жи Устиновой В«Персональный ангелВ»: В«А вВ деревнеВ В Гадюкино — дожди, — думала Катерина, — надо же, привязалась какая-то глупость…»
Ну, глупость не глупость, а — привязалась!
И привязалась вовсе не по вине Павла Засодимского: с В«деревней ГадюкиноВ» ни одна поисковая система его не связывает вообще никак. Не знал об этом удивительном совпадении и я, что немудрено: В«Степные тайныВ» были изданы в последний раз в 1895 году…
Как говорится, не застал.
Полагаю, в свое время у меня будет возможность удивить народника Засодимского нашей перекличкой и заодно рассказать ему о колхозной судьбе деревни Гадюкино…В
Но — вернемся к нашим баранам.
Увы, само имя писателя известно сегодня лишь редким знатокам русской литературы, и то, может быть, благодаря В«Жизни Клима СамгинаВ», где Засодимский упомянут дважды…
И конечно, вовсе не к строчке из забытой повести покойного Павла Владимировича отсылала читателей яркая обложка романа ныне здравствующей Агриппины Аркадьевны.
Сотни тысяч покупателей романа Донцовой часто смотрят телевизор и редко сидят в архивах; В раскрученный Хазановым бренд был призван повысить тиражи, что и сделал. Все это ясно как божий день.
С юридической стороной дела пускай разбирается суд.
Этическая же сторона — очевидна.
И вот именно об этой, этической, стороне дела — несколько благодарных слов напоследок издательству В«ЭКСМОВ» и персонально заместителю директора издательства, г-ну Рубису, который в конце января вел со мной виноватые интеллигентные переговоры о мировом и лицензионном соглашении (чтобы иметь возможность реализовать многотонный и контрафактный, по нашему общему тогдашнему пониманию, тираж Донцовой), — и в одночасье превратился в надменного хама, когда случайно узнал о существовании писателя Засодимского.
Дивный психологический этюд вы мне подарили — спасибо, пригодится.
Вы огорчили меня сначала, а теперь — рассмешили.
В
п»ї