Бедой рожденные сомнения
Вселенский опыт говорит,
В что погибают царства
В не оттого, что тяжек быт
В или страшны мытарства.
В А погибают оттого
В (и тем больней, чем дольше),
В что люди царства своего
В не уважают больше.
В
Булат Окуджава
В
Два дня с невообразимым ужасом наблюдая за вселенской катастрофой, постигшей Японию, я ловлю себя на одной и той же мысли: а если бы это случилось, не приведи Господи, у нас? Смог бы наш народ в сегодняшнем состоянии общественной морали, в условиях всепроникающего цинизма и лицемерия вынести такую беду? И сомнения раздирают мою душу. Есть примеры совсем иных, чем у японцев, отношений между людьми в такой же ситуации. Например, во время землетрясения на Гаити.
Что меня потрясло? Да, высочайшая организация спасательных служб, да, информационная открытость, да, мужество Наото Кана. Но не это главное. Самое поразительное – это взаимопомощь, участие, всеобщее милосердие, отсутствие случаев мародерства и воровства. Хомо сапиенс, в принципе, всего лишь биологический вид. И главный инстинкт – самосохранения – присущ ему, как и всему живому. Почему же в одном случае этот инстинкт обнуляет всю сумму культурных и гуманитарных ценностей, превращая человека в животное, а в другом – демонстрирует высочайшие образцы человечности и доброты?
Я о роли государства. В очередной раз понимаешь, что человек, в отличие от животного – существо мыслящее и социальное. И именно социум и государственное устройство определяют способность нации во время таких бедствий стать единым целым наперекор всему. Я не случайно вынес в эпиграф строчки Булата Шалвовича. Сегодня можно с уверенностью сказать, что японский народ уважает и свое царство, и свою власть.
А если власть невменяема, воровата и демонстрирует примеры чудовищного разложения? А главное, видит нацию только как электорат – одноразовый народ.
И вот тогда, в момент истины, с такой власти вмиг слетает пропагандистская шелуха, обнажается ее политтехнологическая суть. Проявляется ее ничтожество и фальшь, как это уже было много, много раз. Вы не забыли имитацию тушения пожаров одной молодежной прокремлевской организацией? Или как обошлись с вещами для погорельцев, теми, которые обнаружили в силосной яме. Можно вспомнить и о том, как из карманов поляков, погибших в авиакатастрофе, вытаскивались кредитные карты. Или совсем свежий пример мародерства с деньгами, собранными для больных детей на концерте звезд Голливуда с участием премьера? Примеры державного вранья можно продолжать бесконечно. Тут и декларации нищих чиновников, и бескорыстные звезды бразильского футбола в Чечне, и испуганный мудья Судилкин на Первом, и бесхозный дворец за миллиард под Геленджиком.
А они, тревожно озираясь, скажут вам: В«Победителей не судятВ».
В