Патриотизм головного мозга
В
Вообще-то этот текст должен
был называться В«Православие головного мозгаВ» (выражение, придуманное не мной,
но чрезвычайно мне нравящееся как по сути, так и по форме). Но привычка
порыться-покопаться (передавшаяся то ли от бабушки — знатной огородницы, то ли
от другой бабушки — знатной же чекистки) привела к удивительной находке.
Воспоследовавшие мысли заставили заглавие сменить.
ЖЖ-сообщество не так давно обсуждало откровение видного педагога, общественного деятеля и
православного мыслителя Б. Якеменко, пропевшего осанну действиям Каддафи по
укрощению той части народа Ливии, которая покусилась на В«законнуюВ» изуверскую
власть под влиянием известных заатлантических сил и трусливый одобрительный вой
В«так называемых правозащитниковВ». Комментарии, полагаю, излишни.
Однако ж, наткнувшись почти сразу на мнение
по другому вопросу — надо же такому случиться!
— еще одного православного мыслителя и педагога, я решил перейти к некоторым
робким обобщениям практического опыта православной педагогики. Мнение такое:
В«Практически все русские люди в один голос, не сговариваясь, утверждают,
что страшный природный катаклизм в Японии есть возмездие этой стране за
оскорбление нашего Отечества. Все хорошо помнят, как после посещения Курильских
островов российским Президентом в Японии топтали его портреты, сжигали и рвали
российский флаг... Разрывание и сжигание флага означает символическое
уничтожение страны. За символическими действиями, как правило, следуют
практические, Япония к ним, очевидно, готовилась. Вот и вернул ей Господь
бумерангом то, что причитается за ошибочные символические действия и намерения.
Другим странам тоже есть над чем задуматься. Ведь сегодня Россию, словно
раненого зверя, каждый подонок норовит пнуть ногой, плюнуть в неё и тому
подобное. Мне очень жаль простых японцев, но мне совсем не жаль Японию,
показавшую нам предельную степень своей враждебности. За все надо платитьВ».
Автор этого глубоко православного суждения — некий Александр Шумский, клирик
храма Святителя Николая Мирликийского в Хамовниках, директор
Николо-Хамовнического учебного центра, кандидат педагогических наук.
Сами понимаете, было на чем заострить внимание читателя. А так же вернуть
святому отцу милые моему сердцу Хамовники и не вполне чуждую педагогику.
Бумерангом, как Господь — Японии.
Однако ж от обобщений этого свойства меня удержал следующий текст, посвященный
трагическим событиям В«Норд-ОстаВ»:
В«Корр.: Батюшка, мне приходилось слышать от некоторых православных
(конечно, не от священнослужителей, а от мирян), что вот, дескать, сходили в
постный день на мюзикл...
Ответ: А я слышал такое и от священнослужителей. Правда, от меньшинства.
Чистой воды фарисейство. Мне жаль этих людей. Они плохо читали Евангелие.
Вспомните, что говорит Господь про Силоамскую башню: "Или думаете ли, что
те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их,
виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но если не
покаетесь, все так же погибнете". В один подмосковный храм родители
привезли своего погибшего сына, кстати, прихожанина этого храма. Священник не
отказался отпевать его, но при этом прочел родителям нотацию, в которой не было
ни грамма любви, а только ветхозаветное законничество. Люди были травмированы и
повезли сына в другой храм. В данном случае батюшка поступил не как христианин,
а как законник-фарисей. Поймите, нет православного закона. Конечно, каноны
нужны, они имеют глубокий смысл, но в первую очередь христиане должны
руководствоваться любовьюВ».
Ну и что, спросите вы, разве не ясно, что дело не в вере, а в людях? Что на
отмороженных батюшек всегда найдутся батюшки нормальные и приличные,
понимающие, в чем истинное христианство? Отчего о них-то не написать?
А не получается. Дело в том, что второй текст принадлежит тому же о. Александру Шумскому.
Оно, конечно, почти 8 лет прошло... Но нашему герою и в 2003-м было под
пятьдесят, вряд ли в этом возрасте люди радикально меняются. Просто, похоже, у
о. Шумского и прочих якеменок другая болезнь, вынесенная в заглавие. И ее
приступы гасят и человеколюбие, и сострадание, и терпимость, и прочие
прекрасные порывы, о которых, если верить одной Книге, так хорошо говорил две
тысячи лет назад некий Назаретянин...
Фотографии donbass.ua и rusk.ru
п»ї