КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеТакое вот умонастроение

26 ОКТЯБРЯ 2011 г. АНАТОЛИЙ БЕРШТЕЙН

РИА Новости

С некоторым опозданием увидел ролик, что стал гулять по интернету сразу после определения главного кандидата на президентское кресло. В нем, судя по всему, на улицах Москвы, автор спрашивает у людей разного возраста, пола и национальности: что в России, на их взгляд, плохо? И они бойко и разнообразно перечисляют то, что им не нравится. Потом тем же людям задается еще один вопрос: В«А за Путина будете голосовать?В» И они дружно и уверенно отвечают В«даВ», подчеркивая, что ему доверяют, что он много сделал и что другого кандидата не видят.

Меня – и я уже об этом писал – как и автора ролика, удивляет этот как будто парадокс: недовольны все и почти всем, но голосуют за человека, олицетворяющего власть. Допускаю, что для кого-то главную роль играет пиар и личная харизма премьер-президента, что люди, тем самым, разделяют жизнь в телевизоре и вокруг себя. Но есть и более глубокие причины.

Когда я поставил этот ролик у себя в ЖЖ, среди комментариев получил и такой: В«Мы все подданные, а многие и верноподданныеВ». Я спросил автора этого почти слогана, как его понимать – мы все подданные его императорского величества, то есть Россия по-прежнему монархическая страна, и тот, кто во главе государства, автоматически В«коронуетсяВ» населением? Или он имел в виду, что мы все – подданные, а патриоты – верноподданные? В«Ну да, патриоты – верноподданныеВ», – получил я в ответ. В«А монарх вовсе не необязателен, более того, и царь бывает В«ненастоящийВ». А подданство оно по отношению к земле, отечествуВ».

Диалог продолжился. Я ответил: В«Может быть, не столько к земле и отечеству, сколько к верховной власти. И даже, более того – к символу власти? Уважение к престолу даже большее, чем уважение к тому, кто на нем восседает. Это еще традиция Золотой Орды и ВизантииВ». В«Можно сказать, и "к престолу"В», – ответил мой оппонент. В«И противоречия тут нет: отечество, как ни крути, вещь в себе и прямо свою волю выразить не может. Что же касается Золотой Орды и Византии, так мы продолжатели и правопреемники и тех, и тех, и это наша традицияВ».

Я поблагодарил за ответы и задал еще вопросы: а вот всегда ли традиции хороши? И может быть, дурные традиции надо или хотя бы можно попробовать поменять? Или же все достаточно фатально, и вообще пусть каждый народ будет такой, каким является – в подобном разнообразии и миру будет интереснее? Эти вопросы вызвали у моего собеседника затруднение. Потом он написал: В«Изменения – не самоцель и должны быть с учётом почвы. И главное, должен быть верный приоритет, цель. И уж точно выборы сами по себе целью никак быть не могутВ».

Здесь уже чего-то не понял я. Но, в общем, всегда догадывался, что дело в В«почвеВ», и иррационального здесь больше, чем рефлексивного.

Я знаю, как многие не любят слово В«менталитетВ», считая его столь же лукавым, как и подсознание Фрейда. Переводят его по-разному: умонастроение, склад ума, образ мыслей, общая духовная настроенность, видение мира. Это слово в начале века, по всей видимости, из этнологии в более широкое употребление ввел Марсель Пруст. Сам он думал, что оно не приживется – ошибся.

Возможно, менталитет – это как раз и есть то, что объединяет большинство. Сознательно или неосознанно. Менталитет, как считают некоторые ученые, выражает внеиндивидуальную составляющую личности, своего рода В«обратную сторонуВ» человеческого сознания, которая во многом скрыта от человека и им не отрефлексирована.

И когда ненавистники Фрейда и критики антропологического взгляда на историю говорят: нет ментальности, мы все разные – северяне и южане, сибиряки и жители Ставрополья, хочется согласиться только в том, что, безусловно, есть этнические и религиозно-культурные различия, есть разница в темпераменте, обычаях. Но в чем-то электорально-базовоп»їм мы, живущие на территории Российской Федерации, одинаковы. И это базовое и составляет наш менталитет – проще говоря, привычную психологию мышления и поведения. Он – не В«врожденныйВ», но сформировался под влиянием особенностей нашей длительной истории, традиций, географического положения.

Понятие это, возможно, не строго научное, а своего рода В«облачноеВ» – то менталитет есть, а то его нет. Но именно он, если угодно – как совокупность стандартных качеств и реакций, – лежит в основе некоего усредненного российского характера. Нравится это людям с искаженной, В«неправильнойВ» ментальностью или нет. Хотя если и их тщательно поскрести…

Когда, к примеру, один человек обзывает другого В«совкомВ», чаще всего выясняется, что В«совкиВ» – оба.

В 

Фотографии РИА Новости

В 

В 

Версия для печати
В