На смерть тирана
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Пушкин
Диктатору приятно придумывать казни египетские,
пока он жив. Пока он, сволочь, ломает об колено собственный народ, пускает танки
на площадьВ Тяньаньмэнь, держит в тюрьмах своих конкурентов, мухлюет на выборах, лжет и
лицемерит, заставляя других восхвалять себя. О, какие только муки не рисует возмущенное
сознание в ответ на очередную несправедливость! И, кажется, нет предела
возмездию, соразмерного преступлению — ведь диктатор не просто наглый выскочка,
оказавшийся на вершине в результате стечения обстоятельств: хотя уже не соответствием
размера личности и места в иерархии пускает под откос сразу несколько
поколений. Лишает будущего целой страны. Своей глупостью и недальновидностью
сам роет яму, в которой неизбежно когда-нибудь окажется. Он, лишая других
свободы, закупоривает последний выход для собственной истории — ему только
кажется, что все будет подчиняться движению его бровей вечно. Что поющие осанну
голому королю — и есть настоящая реальность,
а жестокость и самоуверенность нравится толпе, потому что толпа чует за ними
силу.
Кому только не виделись справедливыми жестокие кары и неизбежное унижение,
когда мы думаем о конце пути такого правителя как Путин или Лукашенко, Чаушеску
или Башар Асад? Есть ли предел нашему чувству мстительного возмущения и
негодования — растоптать целую страну, лишить прав и достоинства тех, кто не
может увидеть многое собственными глазами, в то время как глаза общества — его
средства коммуникации и массовой информации в липких руках преданных тирану
временщиков. И, кажется, пусть умрет он в какой-нибудь грязной канаве, в
канализационной трубе, оставленный жалкими слугами и последними сподвижниками.
Пусть смотрит с ужасом на приближение диких представителей своего возлюбленного
народа и шепчет, как идиот: за что, не надо, прошу, что я вам сделал?
И воображение жестоко дорисовывает картины справедливого конца — какой-то
дождик, капли как секунды падают с крыши, застрявшая вВ грязи машина с открытыми дверцами, серое низкое небо — неужели вообще кончились краски; и все это ничто по сравнению с чернотой
направленного прямо в глаза вороненного дула смерти.
А потом раз — и бессмертная душа, если она, конечно, бессмертна, отлетает с
облечением и не чувствует пуль, дробящих хрупкую челюсть и лобную кость, и потоки
крови, обильно заливающие лицо. Тело, как валик от старого дивана,
заваливается куда-то вбок. И все, финита, небесный караул устал.
Но — о, странность нашего человеческого восприятия — ведь только что хотелось,
чтобы за всю подлую жизнь тирана его истерзали громы и молнии, чтобы за
мерзость представлений о жизни он был изрешечен тысячей катюш и градов. Но
стоило только мерзавцу превратиться в убогого безответного мертвяка, как
сознание с омерзением берет себя за рукав и мямлит: да пошел он! Чтобы я о
такую гадость пачкал руки? Нет, пусть лучше долгий и дурацкий суд, чем это
страшное малиновое лицо, чем этот лик неприбранной и убогой смерти. Нет, не хочу
кары небесной, хочу суда человеческого, пусть не близкого, но честного. Ну его
в задницу, этого тирана, лучше еще немного подождать, но даже для него таинство
смерти должно быть более аккуратным, что ли. Нет, я не готов воскликнуть прекраснодушно:
ладно, бог с тобой, живи Путин. Но и у трагедии должны быть какие-то постановочные
рамки. И нудность соревновательного правосудия, которого обвиняемый, кажется,
не достоин, лучше дурацких смертей Каддафи и Саддама. Пусть будет театральный
приговор — несоразмерное наказание за безмерное преступление — но даже тиран,
изнасиловавший народ, имеет право на защиту. А относительно детей — это поэт в
запальчивости, кому, правда, из нас не свойственной.
В
Фотографии РИА Новости
В