Сети обновленного фундаментализма
В
Неискушенный читатель вряд ли вздрогнет, прочитав выписку из протокола заседания Коллегии по рецензированию и экспертной оценке Издательского совета № 17 от 22 сентября 2011 года, содержащую уныло-протокольное: В«СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной издательством “Ковчег” книги “Сети В«обновленного Православия»”, предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ:В Предоставить издательству “Ковчег” право использовать гриф “Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви”».
Но у тех, кто держал в руках упомянутые В«Сети…», новость может вызватьВ лишь оторопь. Однако, чтобы понять почему, нужно мысленно вернуться назад даже не на пятнадцать лет, когда В«Сети…» впервые появились на прилавках книжных лавок, а гораздо дальше, в позднесоветское прошлое.
1970-е, 80-е годы отличились не только унылым застоем, но и массовым приходом интеллигенции и народа в православную церковь. Кто-то из наиболее активных верующих даже сидел в те годы в лагерях — например, за издание православной газеты или организацию христианского семинара. Одним из В«центров притяженияВ» в среде уверовавшей интеллигенции был в те годы хорошо известный ныне миссионер и катехизатор священник Георгий Кочетков (на фото справа). В лагере он не сидел, но был по требованию известных органов выгнан за миссионерскую деятельность с последнего курса Ленинградской духовной академии с В«волчьим билетомВ», то есть без какой бы то ни было возможности служить.
После падения советской власти и отмены антицерковных законов круг людей, вдохновленных проповедью о. Георгия о необходимости серьезной подготовки к крещению, целостной жизни в церкви по Евангелию, в служении Богу и людям, очень быстро вырос в заметное в Русской православной церкви Сретенско-Преображенское братство. Братство дружно восстанавливало в Москве храмы, открыло православную высшую школу, создало издательство и журнал, активно занялось делами просвещения и милосердия. И никому из его многочисленных членов не приходило в голову, что кого-то эта активная деятельность может очень сильно раздражать.
Удар по о. Георгию, В«вырвавшемусяВ», по словам недоброжелателей, В«вперед на белом конеВ», был нанесен неожиданно. Появились публикации в В«Русском вестникеВ», В«Черной сотнеВ», стали собираться В«конференцииВ», прежде всего в печально известном В«Славянском фондеВ». Псевдопатриоты, не усвоившие толком даже азов православной веры, взялись отстаивать В«своеВ» православие от явно чужих им по духу братчиков, которые не искали врагов и слуг антихриста, не боялись штрих-кодов и не шумели на митингах. Страницы черносотенных изданий запестрели устрашающими заголовками: В«Готовят новый раскол?В» (В«Русский вестникВ»)…
Вот на этой волне и появились В«Сети обновленного православияВ». Сборник статей стремился запугать читателей: В«Модернизм стимулируВется организациями, устанавливающиВми антихристианский “новый мировой порядок”, действующими прикровенно, в первую очередь через средства массовой информаВции и агентов влияния»… В«Пестрота требований и взглядов модернистов не должна заслоВнять от нас конечной, в большинстве случаев не осознаваемой ими самими глобальной цели — разрушения Церкви и выработки новой всемирной религии антихриста»… В«Если мы начнем безжаВлостно насаждать новые формы, а вместе с ними неизбежно и новый смысл и новый дух, то произойдет страшная вещь»… Кто же эти В«страшные врагиВ», В«слуги антихристаВ», В«прикровенно действующие в русской церквиВ»? Кроме главного, по мысли авторов сборника, недруга — священника Георгия Кочеткова (который, к слову, поныне является священником Русской православной церкви, попечителем теперь уже многотысячного братства, не так давно вошедшего в официально учрежденный Совет православных общественных объединений РПЦ), в книжке с осуждением, а порой и с ненавистью, упоминается великое множество живых и почивших православных людей — великих (таких как деятели русского религиозного возрождения, всемирно известные богословы и философы, или покойный академик С. Аверинцев) и малых. В модернизме обвиняются архиереи и руководители синодальных отделов РПЦ, авторы книг о вере и церкви, сторонники богослужебных переводов… Темные намеки, искаженные или вырванные из контекста цитаты довершают картину.
Невольно возникает вопрос: с какой стати эта мутная субстанция теперь, через 16 лет после издания сборника, вновь вытаскивается наружу? Почему ей вдруг присваивается гриф Издательского совета (а это значит, что она сможет продаваться в любых храмах РПЦ и провоцировать раскольнические настроения в церкви)?
Ответов может быть много, и сложных, и простых, и конспирологических, и психологических. Однако напрашивается самый простой из них: в последнее время озабоченные поисками врагов околоправославные фундаменталисты стали в разных областях и от разных людей встречать отпор. Потерял своих спонсоров портал В«Русская линияВ». Не смог получить гриф Информационного отдела журнал В«Благодатный огоньВ». И так далее, и тому подобное…
Вот и рвутся друзья в В«последний и решительныйВ», выискивая любые щелочки и дырочки, куда можно было бы пролезть с воинственной целью. Жаль, что такая щелочка нашлась в отделе у митрополита Климента (Капалина).
Возможно, сам владыка Климент вовсе не радуется навязанной ему роли покровителя повсеместно отвергаемых авторов В«Благодатного огняВ» и В«Русской линииВ» (они же — авторы сборника В«Сети обновленного православияВ»). Может быть, он хочет начать дискуссию — например, издать сначала В«Сети…», а потом полемические издания фигурантов сборника — серию изданий Сретенского братства В«Христианский вестникВ». Не этим ли вызван нестандартный пункт постановления: инициаторы переиздания обещают В«исправление недостатков согласно замечаниямВ»? Может быть, не очень приличный сборник попытаются В«причесатьВ», чтобы он стал похож на полемику, а не на базарную ругань?В
Однако исправить В«Сети…» можно лишь одним способом: выкинуть все рассуждения авторов, извращающих любую мысль оппонентов и с подозрением выворачивающих наизнанку любое намерение тех, против кого они взялись бороться, и оставить одни лишь цитаты из святых отцов. Сейчас эти цитаты тоскливо и одиноко плавают в окружающем их море недоброкачественного мутного текста, а тут, глядишь, и зазвучат.
Но в такой благополучный исход исправления почему-то не очень верится. И начинаешь думать, что все правки ограничатся лишь исключением из текста недоброжелательных упоминаний возглавляющего ныне Русскую православную церковь Святейшего патриарха (в годы написания книги — митрополита Смоленского) Кирилла и других видных иерархов.В
Фоторафия с сайта www.audiostop.ru