Патриархия занялась партстроительством
В
Политическая активность, охватившая общество на излете года, не оставила равнодушной Русскую православную церковь. Пусть религиозные начальники и стараются делать вид, что церковь не стремится быть вовлеченной в политическую борьбу, а, напротив, только и думает о том, как бы примирить противников и сохранить стабильность. Стабильность стабильностью, но так ведь можно остаться на бобах — кому ж это понравится? Поэтому патриархия тоже начала позиционные игры.
После митинга 5 декабря председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда подчеркнул, что В«Церковь всегда выступала и выступает за правдуВ», поэтому, по его мнению, В«предельно важным сейчас является доказательное установление истины, уважение к людям и к их выборуВ». В подобном же духе высказывался и протоиерей Всеволод Чаплин. Однако митинговая активность нарастала, и 17 декабря патриарх, в своем отклике на московские события, принявшие, как ему, верно, показалось, пугающий размах, уже в сердцах помянул политическую систему, В«которая поощряет разделение людей на различные партии, поощряет различные точки зренияВ». Он призвал людей не идти на поводу информационных технологий, не сетовать В«на неправильность ведения дел государством, когда именно от сердца человеческого исходят злые помыслыВ», а отстаивать одну лишь В«Божью правдуВ», которая, как видится патриарху, В«преломляется в категориях, близких и понятных нам. Это жизнь наших родных и близкихВ», это защита слабого. А вся эта политическая мутотень вроде соблюдения процедуры выборов — все это В«человеческие соблазныВ», которые не стоят наших усилий.
Однако уже в той речи патриарха не было строгой последовательности, ибо в ней встречались пассажи и такого рода: В«И любовь к ближним, и солидарность, и забота об Отечестве, и сохранение мира, и созидание жизни на основе справедливости — все это не прямая Божья заповедь, но все это покрывается Божьим законом, который призывает нас любить друг другаВ». 7 января в интервью телеканалу В«Россия-1В» патриарх высказался еще определеннее: В«Задача заключается в том, чтобы протесты, правильным образом выраженные, приводили к коррекции политического курса. Вот это самое главноеВ». По мнению главы РПЦ, отсутствие правильного восприятия властью протестных настроений — дурной знак, свидетельствующий об их неспособности В«к самонастройкеВ». В«Власть должна настраиваться, в том числе и воспринимая сигналы извне... и корректировать курсВ», — добавил он. Теперь ему представляется, что общество В«должно иметь право высказать свое недовольствоВ».
И тут в дело опять вступил отец Всеволод Чаплин, обозначивший, какие В«недовольстваВ» руководство РПЦ считает наиболее обоснованными. Нечестно проведенные выборы? Зашкаливающую коррупцию? Отсутствие в России настоящей частной собственности, при том что некоторые владеют немалым имуществом? Суды, штампующие приговоры по разнарядке сверху? Отнюдь. Мигранты — вот первый враг, и поэтому В«они должны проходить регистрацию — пусть электронную — по крайней мере раз в три дня, называя место своей легальной работыВ». Как вам такая норма — регистрация раз в три дня? По-моему, попахивает Освенцимом.
Коррупцию, впрочем, отец Всеволод тоже не отметает: В«Коррупционные преступления и заматывание расследования резонансных дел должны приводить к увольнению всей вертикали, начиная как минимум с уровня регионаВ», — размахнулся священник (непонятно, правда, почему только В«резонансныхВ» — или в голове отца Всеволода опять исключительно дела, связанные с В«лицами кавказской национальностиВ» и убийством спортивных болельщиков?).
Дальше идет требование предоставить каждому офицеру Вооруженных сил и правоохранительных органов свой дом и, о, чудо, внезапное поощрение политической активности, но не всякой, не всякой, конечно — некоторых поощрять не нужно, им только дай палец... А вот робких и добропорядочных лидеров русских организаций, которым В«стыдно стоять на одной трибуне с Немцовым, Каспаровым, СобчакВ», нужно бы поощрить. И вообще В«начать серьезный общенациональный диалог об основах политического и экономического устройства страны, в том числе о роли и статусе русского народаВ».
В«СтыдноВ» — это такая приманка (ни выступавшему на Болотной Константину Крылову, ни Владимиру Тору на проспекте Сахарова вовсе не было стыдно, а Александр Белов даже пытался силой прорваться на трибуну 10 декабря, совершенно не смущаясь близостью Немцова, да охрана не пропустила): ну что вы связались с гадкими либералами? Идите лучше к нам, бандерлоги.
РПЦ всегда считала националистов своей поляной: предводительствуемый патриархом Всемирный русский народный собор в свое время подобрал остатки баркашовцев, в его недрах до сих пор варятся всевозможные национал-патриотические движения, союзы, объединения, группы и группки, но они давно выдохлись, не имеют ни новых идей, ни значимой поддержки. Церковь немало сделала, чтобы направить всех этих разнородных радикалов в умеренное русло. Отчасти их усилиями создаются концепции В«цивилизационного национализмаВ» или В«Русского мираВ» с православными ценностями в основании, продвигаемые руководителями патриархии.
А теперь ситуация и вовсе меняется. Оказывая столь откровенную поддержку националистам, протоиерей Всеволод Чаплин не только пытается внести раскол в протестное движение. Возврат к идеалам западной демократии всерьез пугает церковное руководство: ведь опять поднимутся неприятные разговоры об отделении церкви от государства, о светском обществе, о недопустимости клерикализма — того и гляди, потеснят с отвоеванных тяжкими трудами позиций. А националисты все-таки не забывают: В«Мы — русские! С нами БогВ». Так что ничего личного, чисто бизнес. Опять же ситуация шаткая, неизвестно, как там дело пойдет — потому не помешает на всех направлениях отметиться: и этих поддержали, и тех не оттолкнули.
В патриархии даже призвали создавать В«православные партииВ», хотя создавать партии по религиозному признаку российский закон запрещает. Но отец Всеволод, в лучших российских традициях, тут же предложил закон обойти, формально не упоминая о религиозной принадлежности в названии. Например, В«Справедливая РоссияВ» — вполне могла бы быть православная партия с таким названием. Не исключено, что и будет: В«Справедливая РоссияВ» всегда заявляла о своей близости к Русской православной церкви. Необязательно замахиватьсчя на целую партию, для начала можно создавать православные В«внутрипартийные группыВ» — отец Всеволод допускает и такую возможность.
Нет, никакой поддержки и тем более церковного благословения православные партии не получат (церковь же у нас вне политики!), однако они призываются В«к советованию с церковным священноначалием, к координации действий в области осуществления позиции Церкви по общественным вопросамВ» — так в Основах социальной концепции РПЦ записано.
Надо, ох, как надо нейтрализовать гражданскую активность во внутрицерковной среде (или уж, по крайней мере, сфокусировать ее в очередной раз на корпоративных интересах), а то что же это некоторые себе позволяют (даже священники — вот ужас-то!) — солидаризуются в своем возмущении властью с общегражданскими силами?! Всех — в православную партию! Там их научат Родину любить! А остальных на Сирийский фронт, чтоб под ногами не путались. Ни в коем случае нельзя допустить действительного объединения всех гражданских сил. Вот она — истинная христианская политика в версии Московской патриархии.
Церковному начальству самостоятельно такую задачу не поднять, поэтому на усиление религиозного фронта брошен искусный архитектор В«суверенной демократииВ» Владислав Сурков. Отныне он будет курировать вопросы взаимодействия с религиозными организациями.
Кому-то все еще кажется, что Русская церковь вне политики? Как же, как же...
Фотографии РИА Новости
В