В поисках религиозной свободы
В«Протестантизм будет выдавать себя за религиозное движение, но окажется движением политическим, коммунизм — за движение политическое, но окажется движением религиознымВ». Этой парадоксальной мыслью философа Федора Степуна открыл свое выступление в Московском центре Карнеги известный юрист, специалист в области правового регулирования государственно-конфессиональных отношений Лев Симкин. Его доклад, прочитанный под занавес театрально-политического сезона, был посвящен религиозной эмиграции из России в конце XIX и, в особенности, в XX веке. Вроде уже далекая история, но к нашим дням отношение имеющая. Хотя бы потому, что религиозная свобода является фундаментом всех прочих гражданских свобод.
Сегодня в России религиозная свобода под угрозой. Под угрозой она внутри Церкви: в силу существующего церковного Устава, ничем не контролируемого авторитаризма топ-менеджеров, уничтожения механизма соборности; и в межрелигиозном пространстве. Совсем невесело слышать, как влиятельный патриархийный чиновник о. Дмитрий Смирнов призывает с телеэкрана начать новый поход против сект. Да и другие почтенные сектоборцы во главе с Александром Дворкиным на пенсию еще не вышли: сражаются, подменяют миссию контрмиссией где только могут. Ан, мало почтенному протоиерею: надо еще и камни во врагов метать. Можно, конечно, здесь сказать, что появление все новых и новых религиозных движений — это внутренняя проблема господствующей конфессии, связанная с неумением, неспособностью многих ее членов жить по-христиански. Но об этом столько было сказано, что стоит ли?..
Главными врагами В«дворкинцевВ» остаются протестанты, прежде всего пятидесятники. Есть и другие — кришнаиты, свидетели Иеговы и проч. и проч. Но пятидесятники самые главные. Потому что растут и размножаются. И в эмиграцию не стремятся. Почему?
Лев Симкин объяснил это просто: В«колбасная эмиграцияВ» не приветствуется. Будет совсем плохо — и сотни тысяч трудолюбивых, непьющих, порядочных людей уедут из страны. А пока живут и поддерживают связь с В«русскимиВ» протестантами в США, которые в курсе всех случаев необоснованных преследований.
И раньше религиозная эмиграция из России была. Да еще какая! По мнению докладчика, можно говорить о двух больших волнах религиозной эмиграции: в конце XIX — начале XX веков, и в конце 1980-х — начале 1990-х годов, а также о двух неудавшихся попытках в конце 1920-х годов и на рубеже 1970 — 1980-х годов.
Лев Симкин немного рассказал о переселении духоборов в Канаду, отметив, что в их судьбе активное участие принимал Лев Толстой, а также его дочь Александра. Об отъезде общин Нового Израиля в Уругвай, об исходе молокан, отказавшихся брать в руки оружие. И попутно вспомнил замечательную цитату Николая Бердяева, утверждавшего: В«Россия немыслима без этих людей, без них душа России лишилась бы самых характерных, существенных и ценных своих чертВ».
Большинство сектантов — Симкин применяет это слово не в негативном, а в историческом контексте — устремлялось в США. Они считали, что Бог зовет их именно туда, в землю обетованную. Особенно эти настроения усилились в период гонений на религию. С началом коллективизации попытки сектантов выехать из страны были жестко пресечены, что побудило папу Римского ПияВ XI объявить молитвенный крестовый поход против советской власти. В советской прессе много писалось об объявленном крестовом походе. Слово В«молитвенномВ» опускалось.
Надо заметить, что свой рассказ выступающий основывал на архивных источниках, с которыми он познакомился в Толстовском фонде и в Библиотеке Конгресса США. Из протестантских историй самая, пожалуй, впечатляющая связана с В«Сибирской семеркойВ». Люди в годах, возможно, помнят, как весной 1978 года члены пятидесятнических семей Ващенко и Чмыхаловых прорвались в американское посольство и прожили там пять лет взаперти, требуя выезда в Штаты. История эта почти забыта, и, только погрузившись в архивы, Симкин сумел подробно восстановить хронику событий. Наши власти вели себя ужасно, но и Ващенки не раз давали им на то повод, пренебрегая нормами тогдашнего правопорядка. Американцы выглядят несколько поприличнее, но и они делали все возможное, чтобы от визитеров избавиться, сказал он.
К слову, большинство приведенных во время семинара историй вошли в книгу Симкина В«Американская мечта русского сектанта, или Церковь эмигрантовВ», только что увидевшую свет в издательстве В«Зебра ЕВ». Это сборник невыдуманных историй, написанных живым, не лишенным пластики языком. И он выгодно отличается, допустим, от нашумевшего в свое время В«ХлыстаВ» Александра Эткинда добротной фактурой, стыковкой литературы и истории, четкой фиксацией имеющих быть во время оно внутренних споров и внешних проблем. Автор не скрывает, что борцам за религиозную миграцию были присущи ригоризм и однобокий, черно-белый взгляд на действительность. Но это только лишний раз свидетельствует, что свобода нужна не только хомячкам. Более того, исходя из сказанного, можно утверждать, что порой свобода важнее любви. В
Из других историй вспоминается рассказ о той части старообрядцев-некрасовцев, которые не поддались на уговоры переехать в СССР, а уехали из Турции в США, а также сюжет, где прописывается попытка пятидесятников встретиться с японским консулом (В«Разговор сантехников с японцем в городе НаходкаВ»).
Как признался в конце семинара его руководитель Алексей Малашенко, В«книга читается на одном дыханииВ». И это правда.
В
Фотографии РИА Новости
На фото вверху: богослужение в молельном доме. Московская община пятидесятников.
На фото внизу: проповедник Василий Романюк проводит обряд крещения на Белом озере. Московская община пятидесятников.