КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеОб истоках самодержавия

7 МАРТА 2012 г. АНАТОЛИЙ БЕРШТЕЙН

В течение года я читал взрослым людям, пытающимся понять, в какой стране они живут, курс лекций по русской истории. И вот что понял сам. В В 

Мне кажется, что переломными для России явились годы правления последних Рюриковичей. Точнее, начиная с Ивана III и кончая Иваном Грозным. Именно тогда произошли основные события в истории России, заложившие фундамент всего ее дальнейшего развития. В этом фундаменте ее судьба.В  В 

Во времена первого московского царя Ивана закончилось монголо-татарское иго, произошло объединение, в основном, русских княжеств под властью Москвы. Пал республиканский Новгород, замолчал вечевой колокол. Но главное — после падения Византии Москва подхватила имперскую корону, примерила ее на себе и заявила, что она В«Третий РимВ». И добавила крайне существенное: В«И четвертому не быватьВ». Именно тогда зародилось русское мессианство.

Потом В«иосифлянеВ» в нелегкой борьбе победили В«нестяжателейВ», и была заключена своего рода сделка: церковь отказывается от самостоятельной роли и прислуживает власти, а государство подкармливает церковь. Сложился некий симбиоз, который существует и по нынешний день. РПЦВ  никогда не станет решительно осуждать или, тем более, бороться даже с аморальнойВ  властью. Она, собственно, сама — часть власти. В 

Тем не менее, самодержавия на Руси в XV веке еще не было. Оно появилось тогда, когда Иван Грозный, которому объединять уже было нечего, стал расширять границы государства за счет других земель: Казань, Астрахань, потом Сибирь. Затеянная им Ливонская война окончательно противопоставила Россию Западу. А его амбиции и высокомерные оскорбления соседних государств и их правителей еще более отдалили Россию от других — и сделали традицией московский, кремлевский гонор. В 

С тех пор Россия не может управляться не самодержавно — с таким имиджем царя и на такой территории. Размер стал ее В«пунктомВ», ее визитной карточкой,В  но и ее ахиллесовой пятой.

Самодержавие всегда ослабевает, когда Россия проигрывает войны, то есть оставляет территории. Или не осваивает новых, не вмешивается в международные конфликты со своей особой ролью и миссией. (Конечно, могут быть исключения, например, правление Александра III — ни войны, ни существенных реформ.)В  И не важно, горячая эта война или холодная.

Только после поражений начинаются либеральные преобразования или революции: к примеру, Александр II затевает свои Великие реформы после унизительного разгрома в Крымской войне. Поражение же в Русско-японской войне привело к первой русской революции. А фактическое поражение в Первой мировой войне — к остальнымВ  революциям. Афганистан — к Перестройке; распад СССР— к реставрации капитализма и либерально-демократическому опыту. При этом, заметьте, ни после победы над Наполеоном, ни после разгрома Гитлера народ, ожидавший послаблений и улучшения жизни, ничего не получил, кроме военных поселений и витка новых репрессий.

Что же получается? Неужели нужно, как большевики, В«желать поражение собственному правительствуВ», чтобы появились стимулы и возможности каких-либо позитивных перемен? Конечно, нет. Такую антипатриотическую позицию (даже если она окажется самая патриотическая изнутри) никто не поймет и не примет. Поэтому никто не привораживает В«новую бедуВ» на Россию и не кличет ее распад (хотя именно этим пугают людей В«охранители»  и В«антиоранжистыВ»). Пусть все идет своим историческим чередом.

Только представляется, что пока наше обширное Отечество не войдет, пусть и такой большой частью, но частью, в целую Европу и пока не слезет с амбициозной мессианской иглы, жизнь у нас принципиально не изменится. И будет все такой же В«самобытнойВ»: власть сакральна, чиновники кормятся на местах, остальные люди выживают альтернативно. Мало кто любит иностранцев. Во всех бедах винят подвернувших В«козлов отпущенияВ». При этомВ  большинство ворует. А меньшинство пишет книги, проповедует и олицетворяет собой то В«соль землиВ», в которой, как в войну, все нуждаются, то В«говно нацииВ».В  В 

В дополнение все — В«крутыеВ». Только В«Россия, вперед!В» — означает лишь, что В«мы ломим, гнутся шведыВ». То есть это не лозунг, призывающий к интенсивному саморазвитию, а опять же, пусть и символически, к победе над врагом. В 

Ну и еще возможны некоторые безрезультативные выплески агрессии внутрь себя. Периодически, как давно уже потухший вулкан, народ просыпается и бунтует.

И мы всегда будем идти этим своим путем, пока не сменим маршрут. И преподносить остальному миру, как еще более 150 лет назад писал Петр Чаадаев, урок, как В«не надоВ». Даже когда с самыми лучшими намерениями, героически, ставим на себе утопический эксперимент, который очень быстро перерождается в антиутопию.

Мы искренне стараемся изобрести что-то новое для человечества, но всегда выходит В«самодержавие, православие, народностьВ», КПСС и автомат Калашникова.В В  В 


Версия для печати
В