Дух революции
В Москве закрывается музей Маяковского. Уникальное пространство, пронизанное духом и энергетикой футуризма, потеснившее на Лубянке саму ФСБ, будет ликвидировано. В ближайшее время начнется реэкспозиция – вывоз экспонатов и рассредоточение их по разным выставочным площадкам. Реконструкция музея начнется летом 2013 года и продлится до конца 2014 года. После капитального ремонта здесь будет уже не музей поэта, а некий центр современного искусства, аналог парижского центра Помпиду. Ну, и кафе, как же без него.
В обеспечении проекта задействован лично глава столичного департамента культуры Сергей Капков. Именно он уволил прежнего директора музея Светлану Стрижневу, не согласившуюся с планами департамента культуры, и назначил на ее место свою протеже – Надежду Морозову, ранее уволенную из Пушкинского музея за профнепригодность. Техническая сторона вопроса проливает свет на истинные цели реорганизаторов. Капков – доверенное лицо Романа Абрамовича, со знанием дела утверждает Станислав Белковский. И напоминает о страсти подруги олигарха Дарьи Жуковой: она коллекционирует современное искусство. До недавнего времени она делала это в Марьиной Роще, где находилась ее галерея В«ГаражВ».
Про то, что Марьина Роща – отличное место для воровских В«малинВ», нам известно. Манька Облигация рассказывала. А вот подходит ли этот район для современного искусства? Далековато от центра Москвы, а надо бы в центре. Временно, можно, конечно, приютиться и в ЦПКиО им. Горького – туда галерея переехала недавно, но…. русский Гайд-парк, изобретенный властями как резервация для митингов и собраний, откроется там уже весной. Соседство с местом скопления городских сумасшедших адекватному восприятию искусства вряд ли способствует.
Так что архитектурный памятник под боком у конторы – идеальное место. Вот только надо его В«расчиститьВ», зрит в корень Белковский. Косвенным подтверждением его версии служит тот факт, что коллекции произведений современного искусства, хотя бы приблизительно сравнимой с коллекцией Центра Помпиду, в Москве просто нет. Здесь не Франция какая.
Я Белковскому верю. Он не только В«складно звонитВ», но и имеет репутацию человека серьезного, уважающего других серьезных людей. Бросить такое про близкого человека самого Абрамовича? Для этого надо иметь твердые основания. Видимо, он их имеет.
Но вернемся к музею. Мало кто знает, что музей Маяковского третий по посещаемости в столице после Алмазного фонда и Оружейной палаты. Даже Пушкинский музей и, страшно сказать, Третьяковка остаются по этому показателю позади. Похоже, революция как таковая до сих пор остается одним из символов России. Где-то в одном ряду с водкой, космосом и уличными медведями. И это хорошо. Дух свободы в несвободной стране. Вот этот-то дух они, Абрамович и Капков, и задумали сломать (с чьего разрешения, остается только догадываться). До тех пор, пока он сохраняется, возможно всё, видимо, решили они. Нечего поощрять всякое бунтарство.
И, глядя со своей консервативной колокольни, они, конечно, правы. Бунтарство, да, очень даже свило себе там гнездо. Так в конце 90-х нацболы праздновали там дни рождения своей газеты. Собиралась сотня башибузуков. Выпивали, устраивали конкурс партийной татуировки. Помню, победителем стал Миша Хорс, студент МГУ и самбист, у него на плече оказалась наколота самая настоящая граната-лимонка. Свить гнездо нам помог один из сотрудников музея, вступивший тогда в НБП.
Интересно, что спустя десятилетие самое мощное в стране движение за свободу – свободу собраний – стартовало опять-таки на площади Маяковского (Триумфальной). Где же еще? Может поэтому вот уже четвертый год не прекращается борьба в рамках Стратегии-31, что ее В«патронируетВ» сам великий поэт? Пусть он и сам, как в тюрьме – обнесен ментовскими заборами-ограждениями, но… ему не в первой. Итогом борьбы является пока, да, боевая ничья – ни граждане, ни власть не уступают плацдарм, но много ли в нашей жизни примеров такой неуступчивости? В
Огонь сопротивления, поддерживаемый на площади, возродил и некогда знаменитые Маяковские поэтические чтения. В память о непокорных шестидесятниках, читавших у памятника поэту стихи, вопреки воле советского режима, наши современники каждый месяц собираются там же. То, что среди них много хипстеров – не беда, хипстеры – тоже люди. Владимир Буковский, организатор тех, исторически первых чтений, у себя в Лондоне доволен. Я знаю.
В общем, великий поэт сквозь годы продолжает будоражить умы людей. Видимо, поэтому всякая сволота так настойчиво хочет выкорчевать память о нем – ликвидировать музей. Наша задача защитить его. Защитить дух революции. Первые шаги уже сделаны. Присоединяйтесь. Участвуйте.