«Доходит жизнь до рубежа»... Памяти о. Павла Адельгейма
Отец Павел Адельгейм — известный священник-диссидент, прошедший советскую тюрьму и ссылку, человек Церкви, духовный пастырь, чье сердце болело из-за неправд внутри церковной ограды — ушел в мир иной. И хотя его убил душевнобольной человек, его кончину можно считать мученической, как и кончину о. Александра Меня.
Мало кто знает, что о. Павел являлся членом Попечительского совета Свято-Филаретовского института. Также он был членом Преображенского братства, возглавляемого свящ. Георгием Кочетковым. Этот факт приходилось скрывать, потому что вокруг пастыря было много недоброжелателей и обвинение в В«кочетковствеВ» усугубило бы его положение.
А положение действительно было тяжелое, и правящий псковский епископ, митрополит Евсевий, гнобил его примерно так же, как гнобит сейчас в Архангельской епархии о. Иоанна Привалова митрополит Даниил.
По свидетельству священника, который на днях служил вместе с отцом Павлом, другим клирикам не разрешали с ним служить. Поэтому когда в день его рождения 1 августа на литургии вместе с ним оказалось несколько священников, отец Павел был очень рад и провел с ними много времени.
5 августа отец Павел вместе с паломниками из Преображенского содружества, приехавшими к нему накануне, должен был уехать из Пскова. Однако неожиданно к нему приехал молодой человек по рекомендации его духовной дочери. Этот человек был у него два дня назад и после психического обострения был увезен родственниками домой. Теперь он вернулся и попросил продолжить общение. За ужином, когда матушка отца Павла на минуту вышла из столовой, отец Павел был зарезан ножом. Убийца тут же выскочил на улицу и ударил ножом себя, попав в легкое. Врачи смогли спасти молодого человека. Отец Павел скончался от потери крови.
В день 75-летия он дал интервью газете В«КифаВ», фрагменты из которого опубликованы на сайте Преображенского братства. О. Павел говорит:
— В«Дни наши сочтены не намиВ», — замечает Пушкин. Однако возраст напоминает о себе очевидными признаками.
Доходит жизнь до рубежа,
который называют В«старостьВ».
Еще полна огня душа,
А тело чувствует усталость.
В кружении времени и бытовых забот важно не потерять жизненную цель и не спутать цель со средствами ее достижения. Цель — это главное, а средства — второстепенное. Цель не оправдывает средства. Достойная цель нуждается в достойных средствах. Как только целью оправдывают средства, происходит подмена: средства ставят на место цели. Второстепенное становится на место главного, а главное выпадает из перспективы и утрачивает свое значение. Второстепенное, поставленное на место главного, лишается подлинного смысла. Потому так важно различать и не спутать цель, задачу и средства, необходимые для достижения цели.
Отец Павел задавал такую планку духовной жизни, до которой мало кто из современников дотягивает. Он горел любовью к людям и в то же время старался вывести темные стороны, двойники церкви в ясное поле общественного сознания. Многие ругали церковных диссидентов за то, что они отвернулись от Христа. Но пример отца Павла Адельгейма как раз показывает, что правозащита и путь следования за Христом не противостоят друг другу. Наоборот, отстаивание образа Божьего в человеке есть отстаивание и слова Божьего в мире. Отец Павел любил Церковь как народ Божий в общении. Те, кто разрушает это общение и пытается сделать из церкви армейскую команду, идут не только против соборности, но и против глубинных основ духовной жизни.
В своей последней проповеди об исцелении кровоточивой, произнесенной им накануне смерти, 4 августа, отец Павел говорит:
В«Как же мы можем прикоснуться ко Христу, Который не оставляет нас, Который пребывает с нами здесь, всегда? Он пребывает среди нас и нас слышит. В настоящее время риза Христова — это вся жизнь Его Церкви, потому что Церковь — Его тело. Господь говорит о том, что Он пришел огонь принести на землю. Что это за огонь? Это не догматы, это не ритуалы, это не свечи и поклоны. Огонь — это новая благодатная жизнь. И она вмещает в себя наше понимание о церкви, о Боге, о вечной жизни. Это понимание раскрывается в догматах, в богослужении. И перед нашими глазами каждый раз проходит вся жизнь Христа и весь Его подвиг. Это и есть огонь, который принес Господь на землю — и молитва, и таинство, и христианская жизнь по его заповедям. Все это огонь, который может разгораться в человеческой душе. И тогда огонь преображает человека, делает свойственным Царству Божьему. Когда мы смотрим на святых, то видим, что все они стяжали богоподобие. Они научились жить с Богом и по-Божьи, и Бог пребывал в их сердцах. И вот этот единение человека с Богом начинается не в загробной жизни, а на земле. И с тех пор, как оно начинается, человек уже не отделяется от Бога, он живет благодатной жизнью с Ним, и эта жизнь — жизнь вечная. Потому что и на земле, здесь, она возможна, и за пределами смерти, когда человек восходит в новую жизнь, благодатная жизнь продолжается. Это и есть та жизнь вечная, познание которой заповедано каждому христианину, и это познание должно быть не теоретическим, а оно должно быть осуществлено в нашей жизниВ».
Сейчас эти слова звучат как духовное завещание.