Отцы Церкви возвращаются
В Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете прошел круглый стол В«Теологическое образование во Франции и РоссииВ». В его работе приняли участие философы из Франции и России и преподаватели ПСТГУ.
О ситуации во Франции рассказывал декан философского факультета Католического института Парижа Эммануэль Фальк. Католический институт был основан в 1975 году, когда богословие как предмет исчезло из французских университетов, а из школьных программ исчезли упоминания о средневековых Отцах Церкви — от стоиков школьники сразу переходили к учению Декарта. Все это были последствия событий 1968 года, которые, с одной стороны, привели к вытеснению христианской тематики с официальной площадки, с другой же — способствовали возрождению христианства, ибо создавали ему эмоциональную антитезу. Стало понятно, что реставрация невозможна, но необходимо вернуться к христианским корням в отличном от традиционного смысле. Богословие не завоевало сердца людей, однако завоевало их головы, начав стремительно развиваться в контексте философии, — в этом была новизна отношений между богословием и философией. Часть французских философов открыла для себя богословие как источник живой мысли, другая часть использовала христианские тексты как объект деконструкции. Причем зачастую авторы-деконструкторы знали предмет своего исследования даже лучше, чем сами христианские богословы.
От воинствующего атеизма, сказал Фальк, Франция перешла к последовательному атеизму. Неверующие философы теперь скорее не противники верующих, а собеседники. Если в 70-е годы многие замалчивали свой интерес к богословию, то сейчас философы-атеисты требуют, чтобы богословские институты в полной мере выполняли свою роль — им важен диалог. Во Франции у христианства больше нет врагов, и это создает новую, иногда более сложную, чем в прошлом, ситуацию: гораздо тяжелее бороться с тем, кто не кричит "Бог умер!", а вообще молчит.