НОВОСТИ

Кто главный в церкви и обществе?

29 СЕНТЯБРЯ 2010 г. СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК

В Российской государственной библиотеке начала работу ХХ международная конференция В«Старшинство и иерархичность в церкви и обществеВ». Ректор Свято-Филаретовского института проф.-свящ. Георгий Кочетков считает, что сейчас, когда в нашей стране становится все больше и больше монастырей, храмов, когда клир определенно начинает играть существенную роль, очень важно разобраться в принципе иерархичности, поскольку даже в церкви не всегда понятны его границы. В последние годы наметились неблагоприятные тенденции в сторону усиления клерикализации, но есть проблемы и с иерархией в обществе: как с иерархией ценностей, нравственной иерархией, так и с иерархией социальной. Есть путаница даже в таком простом вопросе, кто старший в обществе, кто может быть руководителем, а кто не может. А если нет четкого ответа на этот вопрос, то В«верхиВ» начинают чувствовать себя неуверенно и нервничать, а В«низыВ» начинают над ними посмеиваться и ими пренебрегать, если те не чувствуют себя на своем месте.

Первое пленарное заседание, которое вел ректор СФИ о. Георгий Кочетков, открылось докладом заведующего кафедрой богословских дисциплин и литургики СФИ, члена Межсоборного присутствия РПЦ Давида Гзгзяна (В«О порядках бытия и духе жизнеустройстваВ»). Историческая реальность, увы, не совпадает с христианской нормой, сказал он. Господь поставил порядок в основание жизни, Бытие есть упорядоченность. Но где место человека в этом порядке? Хранить порядок — значит не быть функцией, значит творить порядок, признавая его незавершенность. Поэтому у человека всегда присутствует мотив отрицания — непризнания какого-то элемента порядка, воспринимаемого как непорядок. Самое большое разочарование постигает нас, когда порядок пытается установить человеческое сообщество. Социальные порядки чаще всего смотрятся примитивно. Там, где возникает недовольство социальным порядком, главную вину, как правило, возлагают на ответственных за сакральную часть. Результат — десакрализация мира в исторической перспективе. Любой самодовлеющий порядок оказывается безжизненным. Как этого избежать? Жертва придает порядку новое качество: больший должен стать слугой меньшему. Усилия любви не пропадают, но способны созидать. Жертва верности Христу способна произвести совершенно новый порядок жизни, утверждающий ценность каждого. Степень состоятельности Церкви на земле измеряется уровнем стремления к этой христианской норме.

Священник Павел Адельгейм в докладе В«Две природы властиВ» говорил о том, что власть может осуществляться как в старейшинстве, так и в иерархичности. Старейшинство обосновано Откровением: старейшиной становится глава рода, самый авторитетный. Это не должность, старейшина служит на благо всех. Термин В«иерархияВ» не библейского происхождения, это порождение истории. В традиции много изменилось за века, и очень важно отличать подлинное (то, что мы приняли от апостолов), от того, что мы приобрели через культуру. К сожалению, в сегодняшней Русской православной церкви, по мнению отца Павла, акцент делается на иерархичности. Епископ не столько пастырь, сколько В«начальникВ». Так возникают полузакрытые касты с плохой связью. Паству никто ни о чем не спрашивает, зато к церковной олигархии приближен новый круг людей — представители власти. Епископ неприступно парит над стадом, пренебрегая служением любви.

Поэт, переводчик и филолог Ольга Седакова назвала свой доклад В«Иерархичность в природе вещейВ» по аналогии с эпиграфом к 4-й главе В«Евгения ОнегинаВ» В«Нравственность в природе вещейВ». Она считает, что, как и нравственность, иерархичность естественна для человека. Однако для современности с давних пор нет понятий более неприятных, чем порядок и иерархичность. В современном мире каждый хочет быть наверху вертикали. Вопрос упирается не только в самомнение, но и в природу человека: в иерархии человек часть, а человек видит себя целым, хочет быть всем. Поэтому общественная иерархия — всегда очень конфликтная ситуация. Но говорить о равенстве и ненужности иерархии легко, когда нет никакого дела и никакой цели. А как только они возникают, совершенно естественно возникает и иерархия: кто-то больше умеет, кто-то быстрее думает — так иерархия и складывается.

Конференция продлится три дня, ожидаются доклады свящ. Георгия Завершинского, социолога Алексея Левинсона, религиоведа Алексея Журавского, искусствоведа Александра Копировского и др.

Версия для печати
В