Верующие как на ладони
28 января в Большом зале Ученого совета Института Европы РАН прошла презентация книги В«Религия и российское многообразиеВ» (Науч. ред. и сост. С.Б. Филатов. Кестонский институт, М.-СПб. Летний сад, 2012 г., 688 с.). Сборник статей посвящен самым разным религиозным направлениям, их социальной роли, проблемам и конфликтам, связанным с религией, как на федеральном, так и на региональном уровне.
Сборник стал результатом исследований группы социологов, объединенных в рамках проекта В«Энциклопедия современной религиозной жизни РоссииВ», который осуществляется с 1998 года. В 2002 году в рамках проекта был издан сборник аналитических статей В«Религия и общество. Очерки современной религиозной жизни РоссииВ», который предшествовал изданию двух частей энциклопедии — справочного издания о религиозных объединениях и движениях В«Современная религиозная жизнь РоссииВ» вВ 4-х томах (2002-2004) и В«Атлас современной религиозной жизни РоссииВ» в 3-х томах (2005-2008) о ситуации в каждом субъекте РФ. Нынешняя книга стала итогом поездок по регионам России в течение последних нескольких лет. Ожидается, что сборник будет предварять второе издание Атласа, которое на этот раз предполагается издать в 6-ти томах.
В презентации в Институте Европы РАН принимали участие Ксения Деннен, президент Кестонского института (Оксфорд, Англия), Сергей Филатов, руководитель проекта "Энциклопедия религиозной жизни России" и старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, члены команды Энциклопедии — Борис Кнорре, доцент Высшей школы экономики, а также Роман Лункин, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, президент Гильдии экспертов по религии и праву, главный редактор портала "Религия и право". Презентация проводилась под эгидой Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН.
Сергей Филатов сделал в своем выступлении акцент на той противоречивой роли, которую играет Русская православная церковь сегодня. С одной стороны, представители РПЦ заявляют о невозможности демократии в России, даже о ее вреде, развивают антизападные фобии, нетерпимость по отношению к инаковерующим. С другой стороны, само руководство Московской патриархии призывает к разного рода активности в социальной сфере, в образовании, в политике и в экономике. Однако инициативы, идеи патриарха Кирилла, которые постепенно складываются в очертания целого ряда реформ, реализуются, по мнению Филатова, чисто бюрократическими методами. И церковная бюрократия сама убивает все то хорошее, что заложено в призывах к приходской деятельности, к миссии среди молодежи, к гражданской активности православных.
В сборнике авторы постарались отразить как официальное мировоззрение РПЦ, так и самые яркие социальные инициативы, возникающие в епархиях, где трудятся талантливые священники, настоятели приходов и насельники монастырей.
Роман Лункин, непосредственный участник всех полевых исследований вместе с Филатовым и один из основных авторов сборника, сделал акцент на новой роли религии в российском обществе. По его словам, за последние 20 лет общество уже привыкло к многообразию религий, к тому, что вокруг могут сосуществовать православные, баптисты, кришнаиты или Свидетели Иеговы. Наряду с этим, представители власти и радикальные православные борцы с сектами в этой ситуации с еще большим усердием пытаются играть на советских инстинктах — на страхе перед В«безумными сектамиВ» и ксенофобии. Результатом этого становятся массовые кампании против новых движений, таких как иеговисты или саентологи. Одной из главных мишеней ксенофобской политики становятся протестанты, в особенности пятидесятники, харизматы и адвентисты. Правоохранительные органы, Минюст, МВД, иные органы ведут к тому, чтобы принять поправки к закону о свободе совести, которые позволят ликвидировать религиозные группы и в большей степени контролировать религиозное пространство.
Помимо роста ксенофобии и нетерпимости в религиозной политике и действиях прокуратуры очевидным, по мнению Лункина, является новое место религии в обществе. Влияние религиозного фактора возрастает в образовании, культуре, экономике и политике. При патриархе Кирилле РПЦ заняла активную гражданскую позицию. В связи с этим вполне естественно обращение представителей Церкви к теме создания православно ориентированных партий – именно такого рода партии и движения могут стать реальной консервативной силой, и их взгляды и интересы далеко не всегда будут совпадать с интересами партии власти. Роман Лункин обратил внимание на целый ряд проблем современной религиозной жизни: нетерпимость в виде постоянного провоцирования сектофобии и борьбы с экстремизмом там, где его нет, отсутствие полноценного диалога власти и религии (контакты с неправославными чиновники часто скрывают, как будто это запрещено или стыдно), отсутствие широкого межхристианского диалога.
Борис Кнорре также говорил о той пропасти, которая разделяет высшую церковную бюрократию и жизнь обычных приходов. По поводу христианской мотивации авторов высказалась доктор культурологии, профессор Елена Волкова. Она подчеркнула, что авторы — люди верующие, что ими движут христианские идеи, глубокое понимание веры, а сам Атлас учит уважительному и внимательному восприятию веры, показывает христианское единство.В
Со своими отзывами о работе команды В«ЭнциклопедииВ» выступили также профессорВ кафедры философии МГИМО(У) В.С.В Глаголев, доцент Российского государственного социального университета Анатолий Лещинский, публицист и ученый Михаил Ситников, доктор философских наук профессор Екатерина Элбакян и другие.
После вопроса Юлии Зайцевой, корреспондента В«Благовест-инфоВ», об отношениях Церкви и религиоведов, развернулась небольшая дискуссия. Сергей Филатов отметил, что в значительной степени сама РПЦ виновата в том, что практически нет сотрудничества между теми, кто изучают религию, и представителями Церкви. В учебных заведениях РПЦ или в Общецерковной аспирантуре социологией православия (не то что религии в целом) не занимаются и не ощущают в этом потребности, а к любым независимым исследованиям РПЦ относится подозрительно.
По словам Романа Лункина, проблема еще и в том, что по опыту поездок в рамках В«ЭнциклопедииВ» в регионах религиоведы часто не знают, какие конфессии и религии у них есть, и никто и никогда не стремился записаться на прием к епископу, чтобы узнать о социальных, культурных и образовательных инициативах епархии. В постсоветской России, подчеркнул Лункин, религиоведение оказалось не готово дать свой квалифицированный ответ на вопросы о том, во что реально верит страна и как живут верующие. Религиоведение погрузилось в теоретические изыскания, а сами религиоведы при этом заняли политизированные антиклерикальные позиции. По словам Филатова, иногда кажется, что для некоторых религиоведов-критиков РПЦ лучше, чтобы Церкви вообще нее было. Профессор Екатерина Элбакян и Михаил Ситников отметили большую роль религиоведения, а также значение советского опыта исследований, который важен и сейчас.
Остается отметить, что в сборнике представлены десятки статей, по существу, уникальной информации о проблемах и конфликтах в религиозной жизни страны, о которых авторы узнали в ходе интервью, в том числе с их участниками. Сборник состоит из следующих разделов: В«Религия, общество и власть в РоссииВ», В«Власть в регионах и верующиеВ», В«РПЦ: многообразие под маской монолитаВ», В«Итоги 20 лет свободы для меньшинств: становление конфессийВ», В«Новые религии, знакомые идеиВ», В«Взгляд со стороныВ». Среди авторов: Сергей Филатов, Роман Лункин, Ксения Деннен, Борис Кнорре, Вера Филатова, Юрий Савенко, Кристофер Марш, Иоахим Виллемс.
В конце презентации дочь Сергея Филатова – Марфа – пригласила всех гостей В«ЭнциклопедииВ» на скромный фуршет.