Безусловно, осуждение коммунизма необходимо так же, как и осуждение нацизма. Но вся проблема заключается в том, что инициировать юридическое осуждение этого человеконенавистнического явления должно осуждение общественное. В России такого осуждения, а иными словами, нравственной оценки истории нашего отечества ХХ века не было, и, судя по сегодняшнему состоянию социума, не будет. Вспомним, что Германии, для того чтобы ей очнуться нравственно, понадобился проигрыш в войне и насаждение демократии извне. У России задача куда более сложная — без подобного рода В внешних воздействий, самой, дойти до той этической высоты, с которой возможен трезвый взгляд на свою историю. На решение такой задачи в наиболее благоприятные для этого 1990-е годы не было политической воли. Тем более её нет сейчас. Наоборот, В«ностальгияВ» по коммунистическому прошлому, скрыто или явно поощряемая властью, имеет значительное место в настроениях российского населения.
В церковной среде также весьма распространено положительное отношение к Сталину, а советское прошлое трактуется в духе имперской идеологии, которая последние 15 лет многими пастырями Церкви чуть ли не отождествлялась с православием как таковым. Было бы хорошо, если бы Церковь, не дожидаясь решений власти, сама внятно и гласно осудила коммунистический режим как абсолютно антихристианский, сопроводив это осуждение соответствующей пастырской работой, чтобы такая, подлинно евангельская, оценка не осталась только на страницах церковного документа, принятого священноначалием, но проповедовалась с амвонов с тем же усердием, с каким проповедуется с них не имеющие отношения к христианству идеологемы Величия Державы. К сожалению, сделать это не позволяет доминирующее настроение нашей паствы.
Что касается примера царской семьи, то я бы не стал ограничиваться только им одним. Вообще мне представляется симптомом значительного покривления церковного сознания то, что почитание бесчисленного сонма пострадавших от коммунистического режима новомучеников зачастую сводится к поклонению только лишь злодейски убиенному государю. Не менее важными для понимания эпохи являются образы священномучеников Петра Крутицкого, Кирилла Казанского и многих других иерархов, священников и мирян Русской церкви, явивших, помимо патриотизма, примеры евангельского и подлинно церковного мировоззрения и нравственной оценки своего времени, отсутствие которых сегодня и является главным препятствием в осуждении коммунизма как в светском, так и в церковном обществе.