Когда дух обретает плоть
Не всё у нас в порядке с дружбой народов. Имеет место также и национальная рознь. Париж, вот. Или Москва. Не там, господа, ищите!
Спасение идёт оттуда же, откуда и четыре века назад. Ростки нестроения, обнаруженные в Нижнем Новгороде, там же и искореняют. В судебном порядке. И начали вовремя – 3 ноября, накануне новоназначенного Дня народного единства. Суд Советского района начал рассмотрение дела по обвинению исполнительного директора Общества российско-чеченской дружбы (ОРЧД) Станислава Дмитриевского в разжигании национальной розни. Весною 2004 года Дмитриевский в газете «Право-Защита» опубликовал обращения Аслана Масхадова и Ахмеда Закаева к Европарламенту и российскому народу. Письма содержали призывы к насильственному изменению основ конституционного строя России и развязыванию войны – так заключила лингвистическая экспертиза. А это уже экстремистская деятельность, за что Уголовный кодекс предусматривает до 5 лет лишения свободы. Уголовное дело возбудили по части 2 ст. 280 УК РФ – «Публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя». Потом переквалифицировали на ст. 282 УК РФ – «Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды».
И вот теперь – суд идёт... Как раз сегодня, 14 ноября, суд начнёт рассматривать иск облуправления юстиции о ликвидации самого этого Общества российско-чеченской дружбы.
Но с чего же вся эта история начиналась? А начиналось всё с экспертизы, проведённой доктором исторических наук, кандидатом юридических наук, профессором Академии военных наук Генштаба РФ, заведующей кафедрой мировой политики и международного права нижегородского госуниверситета имени Лобачевского Хохлышевой О.О. Экспертиза та была не лингвистической, а, как бы это сказать... Историко-правовой, наверное, если исходить из специализации автора. 29 декабря прошлого года прокуратура испросила у этой дамы заключение на предмет, содержат ли опубликованные Дмитриевским эпистолы сепаратистов «призыв к насильственному изменению основ конституционного строя и к подрыву безопасности Российской Федерации».
То, что получилось, каждый может прочитать в приложении. Рекомендую – текст редкой красоты и огромного содержания!
Я же позволю себе коснуться лишь нескольких утверждений доцента, профессора, доктора, кандидата, завкафедрой.
«В статье говорится о «тотальной депортации» представителей так называемого чеченского народа (хотя известно, что на территории современной Чечни проживает несколько десятков разнородных тейпов), среди которых безусловно есть представители чеченцев, следовательно о единой народности едва ли может идти речь: вообще, термин «чеченский народ» некорректен ни политически, ни научно, это все равно, что говорить, к примеру, об индийцах или американцах; арабах или евреях; чеченцы – понятие собирательное, оно необходимо, клишировано в первую очередь для СМИ...»
Я мог бы тут порассуждать и о том, что, обратившись в последние годы к истории Кавказа, многие в России остановились на мемуаристике второй половины девятнадцатого века, но с тех пор много воды утекло, и так далее, – но формат статьи не позволяет. Вообще, наверное, всем, кто занимается Чечнёй – от милиционера до президента, – стоило бы устроить маленький ликбез...
А евреи, наверное, сами обратят внимание на походя брошенные экспертом слова. Что-то подобное, кажется, было в «антисионистских» политпросветовских брошюрах брежневского времени – про то, что на самом деле евреев вовсе и не существует.
Впрочем, теперь не это актуально – теперь, оказывается, «не существует» чеченцев.
Как, интересно, влияет на «народное единство» это заключение эксперта?
Идём дальше.
«Что касается так называемой «тотальной» депортации, то подобное заявление следует с определенной долей осторожности подвергнуть сомнению...»
Почему, интересно?
«...поскольку акт депортации осуществлялся согласно политической воле соответствующего руководства СССР и в соответствии со сложившимися на тот момент историческими обстоятельствами и объективной необходимостью...»
А дальше – попытки оправдать эту самую тотальную депортацию. Как будто после 1953 года не было ничего: ни ХХ съезда, ни возвращения чеченцев из ссылки, ни, наконец, Закона о реабилитации жертв политических репрессий!
После приводится число депортированных – «под корень». Ну, думаю, пронесло... Но Хохлышева делает поразительный вывод:
«На наш взгляд, приведенные из официальных источников цифры едва ли свидетельствуют о «тотальном» характере депортации».
Почему? А очень просто:
«...акт депортации в настоящее время и согласно УК РФ (в ред. 1996 г., с изменениями и дополнениями 1999-2001 гг.) подпадает под действие статьи 356 «Применение запрещенных средств и методов ведения войны», то есть автор статьи еще раз фактически обвиняет официальные власти в совершении преступления против населения, проживающего на одной из государственных территорий, находящейся в составе Российской Федерации…»
А о преступлениях власти говорить негоже – она у нас всегда права:
«...акт депортации был проведен 1944 году согласно УК РФ 1960 года и базовым документам соответствующего периода времени, автору статьи следовало бы обратить внимание также и на то обстоятельство, к примеру, что депортации с 1928 г. подвергались также и представители так называемых «кулаков» и иных категорий населения, что соответствовало политике национализации, осуществляемой в целях реализации интересов государства того периода времени. Таким образом, ввиду обстоятельств, присущих определенному периоду времени, наверное, не следовало бы особо акцентировать внимание на акте именно чеченской депортации…»
То есть и раскулачивание, признанное преступлением, теперь у нас соответствует «определённому периоду»!
Достаточно на первый раз...
Затхлый дух «соответствующего периода времени» материализуется со страниц экспертизы. И если бы только! Этот малограмотный с точки зрения языка, права и истории текст повлёк за собой преследование людей и организации, закрытие газеты. Вплоть до скамьи подсудимых. Пожалте – меньше года: краток путь от отрицания массовых репрессий в прошлом к репрессиям в настоящем. Индивидуальным. Пока что.
Читатель! Не поленись и изучи творение госпожи Хохлышевой. Заставь себя.
Вот какое «народное единство», вот какая «дружба народов» идёт к нам из Нижнего. «Дух времени» готовится обрести плоть – с рогами, копытами, хвостом и прочей атрибутикой. И этому необходимо помешать.
Автор – член правления общества «Мемориал»