Профессиональному историку, с одной стороны, труднее определить, что происходит сегодня в Украине, поскольку его категориальный аппарат иной, чем у политологов или социологов. С другой стороны, без истории нельзя понять современный украинский феномен, о котором с тревогой и надеждой заговорили в мире. По крайней мере, интерес мирового сообщества к Украине сегодня такой же, как в 1991 и 2004 гг., если не больше. Разумеется, динамика событий в настоящее время такова, что любые оценки и тем более прогнозы устаревают в течение нескольких часов, не говоря уже о днях. Возможно, эти строки устаревают в процессе их написания. Тем не менее, стоит хотя бы попытаться связать нынешнее с прошлым, определить ориентиры на ближайшее будущее, чтобы понять, где мы и что с нами происходит.
То, что мы видим сегодня в Украине — продолжающийся демонтаж советского строя, сложившегося еще во времена Брежнева. Именно тогда сформировалась и оттуда пришла основная часть нынешней украинской политической, чиновничьей и бизнес-элиты. Бывший теперь уже и, к счастью, целый и невредимый глава Верховной рады Украины; руководитель фракции Партии регионов; В«крепкие хозяйственникиВ» — руководители крупных промышленных предприятий-монополистов на востоке, чья продукция, как выяснилось, не отвечает европейским стандартам; комсомольские бизнес-циники и агитаторы-коммунисты... Их политическая риторика содержит традиционный набор советских символов — от В«заботы о людяхВ» и В«дружбы братских народовВ» до В«борьбы с фашизмомВ» и В«загнивающим ЗападомВ»... Их политическая культура основана на демагогии, популизме, двойной законности и двойной морали. Что здесь нового, что современного?
Разложение советских институций и коллективных ценностей, ставшее очевидным уже во времена Брежнева, которые для многих советских людей и сегодня остаются символом В«золотого векаВ», затянулось во времени и приобрело различные модификации на пространстве бывшего СССР. В Белоруссии разложение советской системы ценностей удалось приостановить и на время законсервировать авторитарными методами; для этого понадобился харизматический лидер. В России развитие пошло в направлении синтеза традиционного, православно-имперского национализма и технической модернизации; для этого также нашелся харизматический, авторитарный лидер. В некоторых азиатских республиках наблюдаем регресс и де-модернизацию. В Прибалтике — наоборот...
В Украине провинциальная, советско-партийная и хозяйственная элита стала стремительно сливаться с криминалом, кульминацией чего стало избрание на государственные должности людей с откровенно криминальным прошлым. В этом случае, как видно, авторитаризм оказался без всякой харизмы: каждый последующий украинский президент выглядит хуже своего предшественника с точки зрения профессиональной политической, да и персональной культуры и этики. То, что режим Януковича опирался на криминализованные элементы и коррумпированные структуры в прогнившем государственном аппарате — вполне логично. Люмпен, под именем В«титушекВ» зарабатывающий на жизнь грязной работой против политических оппонентов и конкурентов в бизнесе, давно стал элементом поддержания разложившегося советского строя. Надо ли напоминать, что он всегда оставался В«социально близкимВ» в советской системе ценностей? Другим краеугольным камнем в основе режима, сложившегося за последние 20 лет, можно смело считать остатки В«единой исторической общности людей — советского народаВ», прежде всего так называемых В«бюджетниковВ». В их числе всевозможные светские и воцерковленные чиновники, штатные и добровольные пропагандисты из числа преподавателей и журналистов. Их и сегодня начальство гоняет на всевозможные митинги и собрания держит в вечном страхе потерять убогую зарплату или пенсию. Их неловкое соседство с криминалом порой приводит к трагикомическим эпизодам: В«Топаз, дай команду, Топа-а-а-з...!В», — так завершился диалог провластного пропагандиста с лидером В«титушекВ» в Мариинском парке Киева. Журналист в результате получил по голове, а Топаз команды так и не дал...
Советизированнаяacademia, сформированная выходцами В«из народаВ», пока еще не получила подобного урока. Она продолжает деградировать морально и профессионально вместе с остальными сегментами разлагающейся системы. Интеллектуалы, образованные люди в Украине добровольно выбирают во власть люмпенов из криминальной среды. Сервильное письмо харьковских ректоров в поддержку режима Януковича и его представителей в Харькове в 2010г. — типично советское. Наделение коррумпированных чиновников и нуворишей научными степенями и званиями, коррупция в вузах, имитация научной деятельности и корпоративной культуры — во всем этом нет ничего нового.
Политический и социокультурный феномен украинского Майдана еще предстоит изучить, но его причины уже сейчас можно выразить одним словом: В«достали!В» Человеческая природа в основе своей все-таки содержит совесть, которая посещает иной раз даже откровенных негодяев и закоренелых циников и делает их более слабыми изнутри. Время от времени она дает о себе знать при виде откровенной несправедливости или вызывающей безнаказанности, толкая людей на отчаянные поступки. Преддверием нынешних событий в Украине, которым еще предстоит найти свое определение, стал не Вильнюс, а Врадиевка, районный центр в Николаевской области, в котором простые люди стихийно поднялись против В«беспределаВ» — бесчинств бандитов в милицейских погонах — в июле 2013г. Тем не менее, возникает вопрос: а что же дальше?
То, что в Украине остается Янукович, его соратники и те ценности, которые они воплощают — глубоко символично. Никто из них не прибыл сюда в запломбированных вагонах. Скомпрометировавший себя и презираемый всеми бывший президент — всего лишь порождение соответствующей социокультурной среды. Вот с ней-то что делать? Выслать ее из страны? Объявить чужеродной? Ампутировать, один за другим, восточные и южные регионы? Да ведь потом нужно будет проделать то же самое с северными и западными... Что останется в итоге — аграрная и провинциальная Бавария в пределах исторического региона? А главное — кому доверить сегодня деликатную миссию борцов со злом? Кто еще без греха?
Советская система ценностей продолжает мутировать в направлении российского православно-имперского национализма. Пора называть вещи своими именами. Идеологической доктриной современной российской государственности выступает православно-имперский национализм времен АлександраIIIс его программой ограниченной модернизации, возрождения московского самодержавия, ксенофобией, антисемитизмом и ненавистью к интеллектуализму. Под руководством президента Путина Россия возвращается к своим идейным истокам — официальному православию и самодержавию, плюс техническая модернизация страны. Россия в поисках себя обратилась к истории и стала ее заложницей. Не в первый раз...
Россия в ближайшее время останетсяосновным политическим оппонентом Украины как независимого государства. Прежде всего, потому что она больше всех остальных пока еще нуждается в Украине. И речь идет не только и не столько об экономике, но и о российской идентичности. Уж слишком глубоко украинский компонент в его малороссийском обличьи вмонтирован — со времен Гоголя — в фундамент российского православно-славянского национализма. Збигнев Бжезинский прав — без Украины Россия не может оставаться прежней. Украинская идея — глубокая трещина в фундаменте российского православного национализма. Возвести на этом фундаменте новое здание вряд ли удастся.
Идея украинской идентичности, отдельной от русской, не будет воспринята Россией до тех пор, пока не изменится представление о российской идентичности, сформированной во второй половине 19 столетия и сохранившейся под покровом марксистско-ленинской риторики. Теоретически это возможно, поскольку в России, невзирая на дурман национализма, продолжает сохраняться иная культурная традиция, основанная на европейских ценностях: либерализме, толерантности, культуре диалога и модернизации. К сожалению, голосов ее представителей в последнее время почти не слышно.
Украина сможет использовать этот интеллектуальный потенциал в интересах борьбы В«за нашу и вашу свободуВ». Условие для этого только одно: переориентация украинской государственной политики идентичности с прошлого на будущее. Как историк я призываю: хватит истории! Хватит иллюзий насчет нашей В«тысячелетней государственностиВ» и В«исконной принадлежности к ЕвропеВ». Сегодняшняя Украина, подобно России, все еще остается заложницей своего прошлого. Достаточно посмотреть на линии политических разломов, совпадающие с условными границами исторически сложившихся регионов. Достаточно взглянуть на очередную кампанию борьбы с памятниками. С теми ли ветряными мельницами идет война? Ведь памятники Ленину его политические последователи давно уже меняют на монументы Сталину, попутно освящая их кадилом и ладаном. Не пора ли В«оставить мертвым погребать своих мертвецовВ»?
Идея и политика украинской идентичности нуждаются в В«перезагрузкеВ». Этнокультурная украинская нация привела к государственной независимости.Создание на этом фундаменте монолитного национального государства вряд ли возможно. Украина нуждается в новой идее, в переориентации с этно-культурных символов на политические. Речь не идет о том, чтобы изобрести новые символы, провозгласить второй государственный язык и превратить унитарное государство в федеральное, хотя теоретически это возможно. Речь идет о том, чтобы создать условия для формирования украинской политической нации. Для этого нужен В«ежедневный референдумВ» и поиск консенсуса. Для этого нужен диалог. Другого пути в условиях глобализации и кризиса доктрины традиционной национальной государственности я не вижу.
Украинская политическая нация должна будет вобрать в себя левый социальный и русский языково-культурный компоненты. Сейчас диалог важнее, чем результат. С этой точки зрения поспешная отмена новой властью закона о региональных языках чревата серьезными политическими последствиями. Сейчас уже неважно, глупость это или провокация. Сейчас нужен видимый и прозрачный для общества диалог с партиями регионов и коммунистов, а не кулуарно принятый запрет на их деятельность. К сожалению, до сего дня украинская элита не выработала культуры диалога и компромисса. Видимо, была занята другими делами...
Обновление и постепенная де-советизация Партии регионов поможет ей обрести более современный характер, найти новых, более адекватных лидеров, способных говорить другим языком. Или хотя бы просто говорить... Эта партия может стать партией современных прагматиков-профессионалов, а не советского партхоз актива. В свою очередь, диалог с коммунистами должен быть направлен на идейную ре-ориентацию этой партии в сторону украинского национал-коммунизма. Историческое наследие советской украинизации 20-х и 60-х годов 20 столетия создает идейный противовес доктрине русского православного национализма. Ориентация на социальные, а не национальные категории может сделать нынешних коммунистов политическими союзниками левых программ и партий для противовеса коррумпированным и циничным олигархам, разграбившим страну.
Русский языкв качестве символа идентичности узурпирован сегодня русскими националистами, православно-славянскими фанатиками и одиозными политиками. Украине нужна специальная программа политики идентичности на русском языке. В конце концов, сколько в мире носителей английского, французского или китайского языка с различными национальными идентичностями? Сколько в мире этнических русских, являющихся членами политических — американской, канадской, французской — наций? Русскоязычные украинцы, проживающие в индустриальных мегаполисах, сориентированные на европейский путь развития и европейские ценности — не слабость, а сила Украины. Им нужно подать ясный сигнал о том, что они — В«нашиВ».
Фатальная география Украины никуда не исчезнет. По крайней мере, до тех пор, пока Россия снова не встанет на путь вестернизации, как это периодически бывало во времена Бориса, Петра, Екатерины и Александра. Украина остается крайне уязвимой со всех сторон и ее дальнейшая геополитическая судьба во многом зависит от России и Европы. Не исключено, что более близкое знакомство с Европой приведет к новым разочарованиям. Для Украины ассоциация с Европейским союзом — символический выбор идентичности и связанных с ней надежд и иллюзий. Для Запада — это всего лишь одно из торговых соглашений. Независимо от геополитического выбора, Украина в течение еще долгого времени будет периферией. Вопрос лишь в том, чьей именно: западной или восточной?...
Украина остается для многих мало предсказуемой страной. Это, в свою очередь, говорит о недостаточности экспертного знания об Украине и потребности в нем — как в Украине, так и на Западе. Совершенно очевидно, что уровень и характер академических украинских студий не отвечают новым интеллектуальным вызовам. Традиционный арсенал категорий и концепций для определения национальной идентичности, ее границ, феномена регионализма, цивилизационный подход, системы коллективных ценностей и идентичностей — все это, переходя на украинский грунт, нуждается в обновлении. Украинские студии должны стать более открытыми для интерпретаций и более влиятельными в пространстве современных пограничных, геополитических, национальных, европейских етс. студий. Но для того чтобы экспертное знание было востребовано политиками, нужна новая система взаимных отношений академической среды с политической.
Автор — директор Канадского института украинских штудий, профессор Департамента истории и классики Альбертского университета, Эдмонтон
Фото ИТАР-ТАСС/ Денис Вышинский