Медиафрения. Война и оттенки серого
Душа войны жаждет простоты. Ей надо, чтобы В«нашиВ» были не только всегда правы, но и умны, благородны и внешне привлекательны. В«ВрагиВ» нужны непременно глупые, обязательно подлые и очень желательно, чтобы плохо пахли. Эта модель старых советских фильмов воспроизводится сегодня российской пропагандой.
Это первый, самый массовый и самый примитивный уровень военного упрощения. Производится на ВГТРК, Первом, НТВ, в В«КомсомолкеВ», В«ИзвестияхВ» и В«ЛайфНьюсВ».
Второй уровень уже для интеллектуалов, которые хотят быть над схваткой и ронять отстраненное В«Чума на оба ваши домаВ». В производстве военного упрощения для интеллектуалов замечены В«Независимая газетаВ», РБК, В«СнобВ» и все чаще в последнее время В«Эхо МосквыВ».
Самый распространенный тезис второго уровня — это утверждение о симметричности информационной войны. Дескать, российские и украинские СМИ являются зеркальным отражением друг друга: и те и другие несут лживую пропаганду, но с разными знаками.
Если упрощение первого уровня является ложью грубой, очевидной и легко опровергаемой (достаточно противопоставить черно-белой картинке несколько примеров с В«оттенками серогоВ» и с иной цветовой гаммой), то упрощение второго уровня, которое также является ложью, опровергнуть сложнее. Но это и более важно, поскольку адресат упрощения первого порядка, как правило, глух к аргументам, а до адресатов упрощения второго уровня иногда можно достучаться.
Асимметричная война
Сравним два самых популярных политических ток-шоу постсоветского пространства: российский В«Воскресный вечерВ» с Владимиром Соловьевым на В«России 1В» и В«ШустерLiveВ» с Савиком Шустером на Первом национальном канале Украины. Оба ведущих лидируют по популярности в своих странах. Передачи сравнимы по формату: и в той, и в другой участвуют эксперты, политики, журналисты.
Разница в том, что у Соловьева если и бывает представлено иное мнение (в последнее время все реже), то исключительно для затаптывания и сплочения общего хора, а у Шустера передач без альтернативной точки зрения не бывает, но главное, что эта иная точка зрения ведущим защищается, Шустер не дает ее затоптать. В отличие от Соловьева, который, как правило, лично руководит затаптыванием. Изначально любая публика любит наблюдать за затаптыванием, но если Соловьев этот дурной вкус культивирует, то Шустер этому пристрастию публики противостоит. В итоге в России и Украине получаем две разные публики.
В передаче В«ШустерLiveВ» 13 июня вышесказанное было продемонстрировано в полном объеме. На вопрос ведущего, кто воюет на юго-востоке Украины на стороне сепаратистов, ответил журналист московского бюроSundayTimesМарк Франкетти, который сопровождал батальон сепаратистов В«ВостокВ». В период боестолкновений с украинской армией и вместе с сепаратистами он перешел российскую границу, где наблюдал, как российские пограничники и спецслужбы приняли боевиков Донецкой республики на территории России.
Вывод Франкетти, сделанный им на основе собственных наблюдений: в отрядах сепаратистов воюют в основном обычные люди, граждане Украины, В«которые уверены, что они защищают свои дома, как они говорят, от фашистовВ». Франкетти встречал в отрядах русских добровольцев, но немного, а воинов Кадырова журналист не видел совсем. Что, как он сам подчеркнул, совсем не значит, что чеченцев там нет, но позволяет думать, что они немногочисленны.
Главный вывод Марко Франкетти: В«Это абсолютно искусственный конфликт. Я впервые освещаю конфликт, где чувствую ответственность журналистов. У вас, в украинских СМИ, и особенно на российских телеканалах сплошная пропагандаВ». Конец цитаты.
Публика в программе Шустера — это микромодель Украины. Представлены все основные регионы страны. И по ходу передачи люди не аплодируют по команде, как у Соловьева, а постоянно голосуют, выражая свое отношение к тому, что говорит данный эксперт или политик. В момент, когда Франкетти говорил об ответственности российских и украинских журналистов за конфликт, уровень поддержки перевалил за 90%. И в течение всего выступления журналиста поддержка была в среднем выше 70%, что много для взвешенной, не ура-патриотической позиции.
Иной была реакция гостей в студии — некоторые из них пытались прервать Франкетти и не позволить ему В«в украинском эфире нести российскую пропагандуВ». И только благодаря заступничеству Шустера Марк смог закончить свое выступление.
Антон Геращенко, советник министра внутренних дел Украины, первым дал отпор российской пропаганде, заявив, что В«это все спецоперация российского ФСБ, которая ввела в заблуждение иностранного журналистаВ». После этого заявления Геращенко поздравил своих российских коллег-спецслужбистов с успешной операцией и зааплодировал. Правда, его никто в студии не поддержал и аплодисменты советника министра прозвучали несколько одиноко и уныло. А когда Геращенко попытался заставить Франкетти признаться, что он видел среди сепаратистов чеченских боевиков, но скрывает это, то у советника министра ничего не вышло. Журналист стоял на своем: В«Чеченцы там, может, и воюют, но я их не виделВ». И тут же нанес Геращенко контрудар: В«Я в отличие от вас был в Чечне раз тридцать и чеченцев могу отличитьВ».
Стоило Франкетти отбиться от атаки МВД, как против него двинулась украинская армия. Правда, не вся, а лишь та ее часть, которая была приглашена в студию. Первым в атаку пошел командир роты батальона В«ДнепрВ» Владимир Парасюк, который заявил, что журналист, несмотря на то, что долго пробыл среди сепаратистов, так ничего и не понял и не разобрался, кто они такие.
Потом микрофоном надолго завладел человек в балаклаве на голове, которого представили как разведчика, позывной В«ОдессаВ». Он сразу расставил все точки над В«iВ», сообщив, что Украина воюет с Путиным, и, обращаясь к президенту России, предложил: В«Вова Путин, убери свои руки из Украины, а то мы тебе руку отрежемВ».
Разобравшись с Путиным, разведчик обратился к Франкетти: В«Вам должно быть стыдно за то, что вы лжете на всю УкраинуВ». И добавил: В«Не учитесь у ПутинаВ». Франкетти отбивался довольно однообразно, отвечая на все обвинения, что он, Франкетти, рассказывает то, что видел. На что позывной В«ОдессаВ», решив, видимо, загнать журналиста в угол, предложил ему поехать вместе и потом написать о том, что они видели. На что Франкетти немедленно и как-то даже радостно согласился, что было явной неожиданностью для позывного В«ОдессыВ».
Люди войны, как и люди толпы, любят простые решения, и с этим ничего нельзя поделать. Как и с тем, что дети любят сладкое. Для журналистов и для взрослых есть выбор: потакать и стать любимчиком, нанося вред, или пойти против массовых вкусов и, возможно, потеряв в сиюминутном рейтинге, выиграть стратегически. Чиновники и в России, и в Украине одинаковы в своем выборе первого пути. Пути потакания любителям простых решений. Разница в том, что в Украине есть некоторое число журналистов, которые выбирают второй путь. Савик Шустер один из них.
Атмосфера В«Воскресного вечераВ» с Владимиром Соловьевым от 15.06.2014 отличалась от передачи Савика Шустера, как пьяный хор отличается от итальянской оперы. Гости Соловьева были солидарны между собой во всем и состязались в громкости выражения своей ненависти к США и презрения к Украине, которая, по общему мнению, является американской марионеткой.
Писатель Михеев сообщил, что В«они (киевские власти — И.Я.) хотят построить украинский рейхВ», а также, что В«они маньякиВ».
Специальный корреспондент ВГТРК Поддубный объяснил, что В«все журналистское сообщество Украины съедает тех, кто имеет альтернативную точку зренияВ». Я сразу вспомнил журналиста Франкетти, а также Шустера, отстаивавшего его право на свою позицию в эфире. Вспомнил многочисленных гостей из числа пророссийски настроенных украинских журналистов, буквально живущих в студиях российских ток-шоу. Все они имели и имеют В«альтернативные точки зренияВ». И все они не производят впечатление съеденных. Так что специальный корреспондент ВГТРК Поддубный в очередной раз соврал. С чем его и поздравляем.
Конкуренцию Поддубному в рейтинге вранья составил депутат Верховной рады Украины Марков, который объснил отсутствие свободы слова в своей стране тем, что все якобы независимые СМИ сидят на грантах, все финансируются с Запада. И тут же похвалил Россию за то, что она приняла закон об иностранных агентах, который обеспечивает Российской Федерации невиданный расцвет прав и свобод. Тут Соловьев, правда, немного умерил восторг украинского депутата, с грустью сообщив, что закон о СМИ вЂ” иностранных агентах еще не принят, но депутата Маркова это, кажется, не расстроило, и он остался в убеждении, что в России все свободны, и слова, и люди, и СМИ.
Я не случайно сравнил В«Воскресный вечерВ» не со всяким хором, а именно с хором пьяным, поскольку сей вокальный коллектив, сплоченный единой системой ценностей и прочно склеенный общим объектом любви, и, особенно, общими объектами ненависти, тем не менее, позволил себе некоторую разноголосицу.
Разноголосица возникла в тот момент, когда встал вопрос о способах уничтожения Украины и, возможно, стоящих за Украиной Соединенных Штатов.
Александр Хряков, министр информации и средств массовых коммуникаций Донецкой народной республики, начал с того, что сделал крупное политологическое открытие прямо в студии В«Воскресного вечераВ». Он сообщил: В«Демократия — это когда убивают русскихВ». Сделав этот крупный вклад в обществознание, донецкий народно-республиканский министр тут же перешел к практическим выводам из этого открытия: В«Америка взяла курс на войну, и я бы ее ей далВ».
Фактически объявив войну США, министр Хряков неуловимо изменил обстановку в студии, сделал ее заметно более тревожной и конфликтной. И тем самым спровоцировал некое подобие конфликта в хоровом коллективе.
Повторюсь, все присутствующие были едины в ненависти к США, оценке Украины как фашистского государства и презрении к киевскому руководству как к американским марионеткам. Подобие дискуссии возникло лишь по поводу того, стоит ли открыто говорить, что Россия фактически ведет войну с Украиной. Стороны спора различались не взглядами, а степенью близости к единственному в стране центру власти.
Министр ДНР Хряков, как человек, наиболее удаленный от ядра российской власти, как уже было сказано, объявил войну не только Украине, но и США. Константин Затулин, находящийся поближе к власти, чем министр ДНР Хряков, но дальше от нее, чем некоторые депутаты Госдумы, войну Америке объявлять повременил, но зато постоянно требовал ввести бесполетную зону над территорией Донбасса и Луганска, а также открыть границу, что фактически означает войну с Украиной, причем войну хоть и необъявленную, но такую, которая будет всем миром воспринята именно как война.
Затулину пытался заткнуть рот депутат Железняк, который, возможно, ошибочно, считал себя наиболее приближенным к центру власти из всех присутствующих. И поскольку основа власти, как известно, есть тайна, то Железняк через всю студию орал Затулину, чтобы тот не выдавал государственные тайны в прямом эфире. Я так и не понял, откуда на В«России 1В» взялся прямой эфир и что именно является государственной тайной в милитаристских лозунгах Затулина, которые в разных исполнениях звучат сегодня на всех телеканалах страны.
Полагаю, что главной государственной тайной, точнее, тайной Кремля, является тот тупик, в который Кремль загнал себя, организовав украинский кризис.
Зубы дракона
Тупик в том, что 15 лет мракобесия и угара в российском эфире породили миллионы людей с кипящими от имперского безумия мозгами. Последние несколько лет непрерывного присутствия на федеральной трибуне Проханова, Кургиняна, господина Дугина и прочих расчетливых эпилептиков превратились в непрерывную посевную войны. Сейчас зубы дракона взошли и двинулись на юго-восток Украины.
Выключить Эрнста и Добродеева, не говоря уже о Кулистикове, можно одним щелчком путинских пальцев. Но куда девать миллионы посеянных ими? Они посматривают на Путина совсем не так, как их сеятели, с трусливым благоговением. А скорее с холодным интересом и ожиданием, которое в любой момент может смениться раздражением, а потом и охотничьим азартом.
Лучше других ситуацию на этом поле описал кумир гламурной аудитории Colta.ru, а также Навального и Кашина, главред В«Спутника и ПогромаВ» Егор Просвирнин в колонке В«10 тезисов о Новороссии, Путине и РоссииВ».
Заранее прошу прощения у читателей за обильное цитирование такого персонажа, как Просвирнин, но полагаю это оправданным, поскольку именно Просвирнин, а не Проханов и Дугин сегодня наиболее точно артикулирует то, что булькает в закипающем от Крыма и Украины коллективном имперском бессознательном нашей страны.
Вот что, на слух Просвирнина, там булькает:
2. Путин прогибается под США. Нам с зимы рассказывают, что в Киеве власть захватили кровавые фашисты, а теперь с этими кровавыми фашистами торгуются вместо того, чтобы перекрыть вентиль — и дело с концом…
3. В переговорах по газу участвуют представители ЕС, советники из США, дедка, бабка, внучка, Жучка, приплывшие в пироге эскимосы… это значит, что российский газ принадлежит не России, а международному сообществу… а это свидетельствует о потере как минимум международного суверенитета…
4. При этом Путин, очевидно, рад как можно скорее слить Новороссию и прекратить весь этот позор, когда В«кровавым фашистамВ» дают огромную газовую скидку… Проблема лишь в том, что Новороссия не сливается и не сольется. Стрелков очевидно плевал на Кремль, как и большинство полевых командиров…
5. При этом реальный слив Новороссии требует разгрома сотен разнообразных организаций в России, занятых помощью новороссам, включая всевозможные общества ветеранов армии и спецслужб, лоялистские организации вроде Евразийского союза, организации казаков и тому подобную публику, которая всегда составляла один из костяков В«молчаливого путинского большинстваВ». Если один только В«СпутникВ» собрал помощи на миллион с лишним, то сколько всего собирают по России?... Без перекрытия этого потока ни о каком сливе Новороссии не может быть и речи…
8. … Не берусь предсказывать, какие игры престолов начнутся в случае слива Новороссии, но очевидно, что Владимир Путин превратится немного в добычу, в того, кого теперь — можно. Был национальный лидер — стал национальный пидер, бывает и такое. Что характерно, обычно такое бывает с плачевными для промахнувшегося Акеллы последствиямиВ».
Вот такие звуки услышал Егор Просвирнин, прислушавшись к своей аудитории, той, что притянута советско-черносотенным гибридным мифом, воплотившимся в названии В«Спутник и ПогромВ».
Полагаю, что в качестве выразителя и артикулятора настроений имперской аудитории Просвирнин подходит лучше, чем соловьевско-прохановская тусовка, поскольку Просвирнин старается более-менее честно передать то, что его аудитория на самом деле думает, а телетусовка камлает и уже не всегда слышит людей. Проханов с Соловьевым посеяли и вырастили зубы дракона, но говорить на их драконьем языке и слышать их язык лучше получается у Просвирнина. А поскольку Просвирнину, как и его аудитории, на Путина плевать в отличие от телетусовки, то описать ситуацию путинского тупика Просвирнин может, а телетусовка не в состоянии.
Познер и пустота
На минувшей неделе в телевизоре было два ярких события, одно в начале недели, другое в конце. В конце были первые матчи чемпионата мира по футболу, и это я по понятным причинам комментировать не буду. А в понедельник был невероятно смешной В«ПознерВ», куда мэтр позвал Доренко, в результате чего его солидная, иногда немного громоздкая, порой занудная программа превратилась в комедию положений.
Доренко все время пытался встать на цыпочки, дотянуться до Познера, умничал, очень хотел В«говорить красивоВ», чтобы потом цитировали. Познер задает простой вопрос: зачем Доренко прокомментировал приглашение на программу к Познеру в В«ТвиттереВ». Доренко на ровном месте плетет кружева: В«Это способ быть. Мы держимся за струю, как реактивный двигательВ».
Познер задает довольно банальный вопрос о различии журналистики и пропаганды. Доренко отвечает цитатами из двух старых учебников, причем невпопад: В«Журналистика — это способ передать информацию. Информация — это значимое различиеВ». В огороде бузина, у дяди насморк… В«БлеснулВ» ученой цитатой, а на вопрос не ответил.
Познер подбирается к главному в интервью с Доренко (если вообще в этом интервью было что-то главное), говорит: В«Вы известны как ''ангажэ''...В» Доренко перебивает: В«Это придумывают!! Вы придумали штамп и обслуживаете его!! Перед вами журналист, на которого набросились самые могущественные люди страны, сто тысяч милиционеров на меня набросились! Почему вы меня не защитили?! Вся эта падаль журналистская на меня набросилась!В»
Это был момент, когда в программе мог появиться смысл. Ее автор, Владимир Познер, мог спокойно, с ласковым прищуром, как он умеет, напомнить Доренко и всей своей аудитории, что делал его персонаж в те информационные войны. Как он из передачи в передачу на главном телеканале страны рассказывал о суставах Примакова и показывал рентгеновские снимки этих суставов, как врал об убийстве канадского предпринимателя, которого В«заказалВ» Лужков.
Доренко сыграл, возможно, решающую роль в том, что Путин в первый раз стал президентом России. Именно он выиграл тогда информационную войну у Евгения Киселева. Да, был орудием в руках Березовского. Но орудием крайне эффективным и победоносным.
Вранье Доренко особого рода. Оно никогда не нуждается в каких-либо правдоподобных обертках. Это всегда голая ложь, которая втюхивается аудитории исключительно лицедейской мимикой и богатыми модуляциями доренковского баритона.
Талант лицедея? Несомненно! Журналист? Да вы что?! Рядом не стоял!
Вот все это мэтр мог сделать и показать в своей программе легко и непринужденно. Не сделал. Не показал. Почему? Не захотел скандала, в ходе которого Доренко стал бы поливать мэтра встречными обвинениями? А может, просто усталостные трещины металла…
Но за одно спасибо мэтру, за его концовку программы, когда он задал риторические вопросы о возвращении имени Сталинград городу на Волге. Он вспомнил ответ Путина 2002 года, когда тот на вопрос о переименовании Волгограда сказал, что это вызовет подозрения, что мы возвращаемся к временам сталинизма. Вопрос от Познера: В«А теперь это не вызывает подозрений? Почему? Может, мы действительно возвращаемся во времена сталинизма и поэтому не боимся, что нас будут в этом подозревать?В»
Страну, которая довольно стремительно катится вниз и назад, вопросами, даже от мэтра и на федеральном канале, не остановить. Но Познер хотя бы пытается. И за это ему спасибо.
Фото ИТАР-ТАСС/ Алексей Ладыгин / Николай Лазаренко /В Григорий Сысоев