Церковь и государство
01В ноябряВ 2024 г.
Доходы церкви растут. Верующих прибыло?

ЕЖ/Олендская Мария

Федеральная налоговая служба рапортует, что доходы религиозных организаций за три года выросли почти в три раза, составив в прошлом году 4,6 млрд рублей (в 2011-м было 1,47 млрд рублей). Эти данные оказались в распоряжении газеты В«ИзвестияВ». В Русской православной церкви рост доходов связывают с ростом числа прихожан. В«Деятельность церкви расширяется, — говорит замруководителя пресс-службы Московской патриархии РПЦ Александр Волков. — В последние годы Церковь занимается увеличением количества епархий и приходов, соответственно, растет количество людей, которые посещают храмы и монастыри Русской православной церквиВ».

Что дает основания приписать большую часть доходов именно Русской церкви, ведь статистика налоговой службы никак не дифференцирована? На это есть ответ у зампредседателяВ Экспертного совета по религиоведческой экспертизе при Минюсте Романа Силантьева. Подавляющая часть официальных доходов относится к РПЦ, поскольку В«у мусульман и многих других конфессий магазинчики с религиозной литературой и символикой юридически не относятся к мечетям, и там не принято проводить какие-либо религиозные обряды, похожие на те, что проводятся в русских церквях.В 


ЕЖ/Олендская Мария

Поэтому пожертвования прихожан других конфессий, как правило, не попадают в официальную статистикуВ».

Поверим Роману Силантьеву, пусть так. Но многое в информации налоговой службы настораживает, поскольку приходит в противоречие со всем, что известно о религиозной жизни разных городов и из статистики, и из социологии. Возьмем, например, якобы самый В«набожныйВ» город России Санкт-Петербург — там прихожане потратили в храмах 2,9 млрд рублей, Москва на втором месте — 800 миллионов. Это ж курам на смех.
Во-первых, Москва гораздо больше Питера, и уже одно это должно бы давать большие суммы трат в храмах, ведь вроде нет никаких данных о том, что москвичи отличаются патологической жадностью. Кроме того, Питер славится низким уровнем религиозности, даже число горожан, посещающих рождественские и пасхальные службы, местное УМВД не любит оглашать. Почти по всей стране после больших религиозных праздников УМВД выкладывают на своих сайтах соответствующую статистику., а по Санкт-Петербургу — попробуй найди. В Сети завалялись данные только за 2002 год — 30 тысяч человек, по информации Фонтанки.ру с подачи районных отделений милиции. В Москве тогда тоже было всего-то 90 тысяч, к нынешнему году цифра доросла до 300 тыс., но, увы, сравнить не с чем.


ЕЖ/Олендская Мария


О том же говорит и число родителей, выбравших для своих детей предмет В«Основы православной культурыВ» в рамках многомодульного курса по религиозной культуре и этике, — в Питере таковых 9,46% при средней цифре по стране чуть более 30% (в Москве — 23,43% ). Пришлось провести повторный опрос, чтобы как-то В«натянутьВ» цифру, но и конечный результат весьма красноречив —12,6%. Так что В«набожнымВ» Питер никак не назовешь.

Скорее всего не В«набожностьюВ» объясняется рост доходов, а тем, как поставлено дело с отчислением налогов, — в питерских храмах с этим явно справляются лучше. Значит ли это, что и дальнейшие выводы о росте числа прихожан некорректны? На мой взгляд, и да, и нет.

Данные социологов на этот счет весьма противоречивы, каждая служба считает по-своему, и у кого-то получается, что паства РПЦ прирастает (ВЦИОМ), у кого-то, что пик пройден в 2009 году, когда православными себя называли 80% россиян, и теперь идет ее усыхание (Левада-Центр). Но, в любом случае, прихожане — еще не значит верующие. Много раз говорилось, что православие для россиян в первую очередь культурная идентичность, способ почувствовать себя частью некоей общности. Теперь эксперты находят у этой общности новые стороны.

ЕЖ/Олендская Мария


Правящая элита, в прежние годы принципиально уклонявшаяся от любой идеологии, с появлением сравнительно массовой оппозиции почувствовала необходимость дополнительно укрепить свое положение и сделала ставку на В«традиционные ценностиВ». Так РПЦ превратилась в союзника власти в деле мобилизации политической поддержки. Так что рост числа прихожан вполне может говорить не о миссионерских успехах церкви, а о действенности властной пропаганды. Ведь многие граждане прекрасно понимают, что речь идет по сути о политической кампании.


Фотографии Марии Олендской / ЕЖ













  • Мария Олендская: Я уже много лет каждую пасхальную субботу... Такого уныния, безхозности, непасхальности не видела никогда. Мне 58 лет...

  • РБК:В В исламе всегда стоял запрет на браки между мусульманами и представителями других религий. Он помогает сохранить семьи... Об этом сообщил муфтий Чечни Салах-Хаджи Межиев.

  • Иван Беляев: Если Ильшат Равилевич Зарипов и Елена Ивановна Смирнова придут в ЗАГС, никто у них справку от ДУМ РФ не попросит. Тем более, если они захотят просто жить вместе...

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Отставка без благодарности
8 ИЮНЯ 2022 // АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
Отставка митрополита Илариона без вынесения ему принятой по правилам церковного этикета благодарности за понесенные труды является очевидной опалой. Тем более что он перестал быть не только министром иностранных дел церкви и, соответственно, постоянным членом Синода, но и главой фактически организованной им Общецерковной аспирантуры, готовящей интеллектуальную элиту РПЦ. Маленькая епархия в центре Европы не является достаточной компенсацией даже в условиях, когда венгерский премьер Виктор Орбан — чуть ли не единственный лидер Евросоюза, благожелательно относящийся к московскому патриарху: он только что заблокировал введение санкций против Кирилла.
Ценности нашего общества
1 ИЮНЯ 2022 // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
20 мая, когда министр обороны Сергей Шойгу докладывал президенту Путину о полном взятии под контроль Мариуполя, а в Госдуму внесли законопроект об отмене возрастного предела для контрактников, церковный министр иностранных дел и ректор Общецерковной аспирантуры митрополит Волоколамский Иларион читал в Российской академии народного хозяйства и государственной службы доклад на тему: В«Если Христос не воскрес, то вера наша тщетнаВ». Подробно рассказав, как эпизод воскресения Христа изложен во всех четырех Евангелиях, сколько раз Иисус являлся ученикам и каким именно...
Прямая речь
24 АПРЕЛЯ 2022
Мария Олендская: Я уже много лет каждую пасхальную субботу... Такого уныния, безхозности, непасхальности не видела никогда. Мне 58 лет...
Пасха и молчание
24 АПРЕЛЯ 2022 // БОРИС КОЛЫМАГИН
Необычна Пасха в этом году — трудная. И знакомый возглас — Христос воскрес! — застывает в воздухе, если он обращен к другу, допустим, в Киеве. Пилат слабо противился казни невинного человека. Никодим и Иосиф Аримафейский — влиятельные люди и друзья Иисуса — не пошли в синедрион, чтобы его спасти. Женщины стояли поодаль и активно не протестовали. В истории множество примеров невинных жертв, и мы ничего не можем с этим поделать. Только молиться. Только стараться услышать, что говорит нам Бог. И здесь мы входим в пространство, где раздаются вопросы о коллективной вине, коллективной ответственности и народном покаянии...
Информационно-аналитический центр «СОВА» представил свой ежегодный доклад «Проблемы реализации свободы совести в России в 2021 году»
1 МАРТА 2022 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Вчера в Славянском правовом центре состоялась презентация результатов исследования. Как всегда, доклад Информационно-аналитического центра "СОВА"* основан на данных мониторинга, который центр ведет постоянно вот уже много лет. Выводы его неутешительны. Поскольку один из разделов обновленной версии Стратегии национальной безопасности, принятой в июле, посвящен защите духовно-нравственных ценностей, властный курс на дискриминацию религиозных меньшинств, который наблюдается в течение нескольких последних лет, сохраняется.
Власти наступают, православная общественность теряет запал
2 АПРЕЛЯ 2021 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
В конце марта в Славянском правовом центре состоялась презентация доклада Информационно-аналитического центра "СОВА" В«Проблемы реализации свободы совести в России в 2020 годуВ». В докладе затронута тема репрессий в отношении религиозных меньшинств, проанализированы новые законодательные инициативы, направленные на ограничение религиозной свободы; а также особенности религиозной жизни в условиях борьбы с пандемией COVID-19. В презентации принимали участие автор доклада эксперт Центра "СОВА" Ольга Сибирева, директор Центра Александр Верховский, религиовед, доцент кафедры истории религий РГГУ Борис Фаликов и другие.
Конкурс мракобесия
11 НОЯБРЯ 2020 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Совет улемов Духовного управления мусульман Российской федерации (ДУМ РФ) издал богословское заключение № 5/19 в соответствии с которым В«межконфессиональные браки, в частности, с представительницами людей Писания, на территории РФ недопустимы и возможны лишь в определенных единичных случаях по решению местного муфтия, который рассматривает и принимает во внимание все обстоятельства данного конкретного случаяВ». Богословское заключение № 5/19 – это четкая инструкция. Пошаговая. В«Люди ПисанияВ» – это христиане и иудеи. Мусульманка может выйти замуж только за мусульманина.В 
Прямая речь
11 НОЯБРЯ 2020
Александр Верховский:В Смысл запрета ясен: побудить мужчин-мусульман, женящихся на немусульманках, обращать своих жён в ислам. Главное – чтобы дети воспитывались в исламе...
В СМИ
11 НОЯБРЯ 2020
РБК:В В исламе всегда стоял запрет на браки между мусульманами и представителями других религий. Он помогает сохранить семьи... Об этом сообщил муфтий Чечни Салах-Хаджи Межиев.
В блогах
11 НОЯБРЯ 2020
Иван Беляев: Если Ильшат Равилевич Зарипов и Елена Ивановна Смирнова придут в ЗАГС, никто у них справку от ДУМ РФ не попросит. Тем более, если они захотят просто жить вместе...

В