Новым предстоятелем Украинской православной церкви стал митрополит Онуфрий. Выборы прошли сегодня в Киево-Печерской лавре.
В начале этого года в связи с тяжелой болезнью предстоятеля УПЦ МП митрополита Владимира (Сабодана) Синод УПЦ тайным голосованием избрал местоблюстителем Киевской кафедры митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия (Березовского). Митрополит Владимир скончался 5 июля, тогда же было принято решение через 40 дней провести выборы нового предстоятеля. По Уставу УПЦ главу церкви выбирает Архиерейский собор тайным голосованием, затем кандидата утверждает Патриарх Московский и Всея Руси, поскольку УПЦ вЂ” автономная церковь в составе Московского патриархата.
В Соборе участвовало 78 архиереев: 52 правящих, 22 викарных и четыре заштатных. Выборы прошли в два тура: в первом туре митрополита Онуфрия поддержали 36 иерархов (выбирали из всех архиереев, кроме заштатных), митрополита Бориспольского и Броварского Антония — 24, а митрополита Винницкого и Барского Симеона — девять. Во втором туре, когда выбирают из трех кандидатов, набравших наибольшее количество голосов, митрополиты получили 48, 25 и 1 голос соответственно.
Патриарх Кирилл уже одобрил выбор епископов и утвердил Онуфрия на должности предстоятеля УПЦ, однако вступить во все права Онуфрий сможет только после получения благословенной грамоты от патриарха Кирилла. Вручение грамоты произойдет 17 августа, во время интронизации.
Онуфрий — самая ожидаемая кандидатура, которая не предвещает каких-либо больших неожиданностей. С одной стороны, это человек, который лоялен украинским властям, в период нынешнего российско-украинского конфликта он неоднократно делал заявления, которые воспринимались Киевом вполне положительно, и никоим образом не поддерживал ни Донецкую, ни Луганскую республики. К нему также нельзя предъявить никаких претензий с точки зрения коррупции или проблем с моральным обликом. Это человек монашеской культуры и безупречной репутации, что делает его наиболее приемлемым для верующих, которые хотели бы видеть именно такого руководителя, а не политически активную фигуру или кандидата с финансовыми интересами.
В то же время Онуфрий много жил в России, долгое время состоял в братии Троице-Сергиевой Лавры, и придерживается весьма консервативных взглядов. Он критически относится к современному Западу и современному западному пониманию прав человека, о чем говорил совсем недавно в одном из интервью. В этих вопросах он ни на какие уступки идти не будет, и следовательно, скептически относится к нынешнему курсу Украины на европейскую интеграцию. Вряд ли он намерен противодействовать сближению активно, но как-то его обосновывать и поддерживать также не будет.
Что же касается диалога с другими существующими в Украине конфессиями и неканоническими церквями, то в этом направлении сложно ожидать большого прогресса. Возможно, формально диалог продолжится, но большим сторонником компромиссов Онуфрий не будет. Он целиком разделяет традиционную позицию УПЦ МП, заключающуюся в том, что для возвращения в каноническое православие представители местных церквей должны принести покаяние за участие в расколе. Соответственно, вряд ли можно ожидать объединения отдельных украинских Церквей в общую поместную.
Для РПЦ кандидатура Онуфрия вполне приемлема. Возможно, ещё в начале этого года в Москве предпочли бы какие-то другие фигуры, которые были бы ближе к России, но сейчас эти митрополиты не имели никаких шансов, так как опирались на ресурс Партии регионов и президента Януковича. Поэтому вариант консервативного и антиевропейского Онуфрия был для России хотя и не самым оптимальным, но предпочтительным из оставшихся.
Конечно, изначально было понятно, что какие-либо попытки автокефального варианта вызовут слишком большой скандал и внутренний раскол, поэтому об этом речи не шло. Ведь Церковь очень разная: на востоке, не только в Донецке и в Луганске, но и в других регионах идея отделения от Русской православной церкви не имеет никакой базы. Поэтому кто бы ни был избран, в этом отношении он проводил бы одну и ту же линию, хотя и с нюансами. Кто-то мог бы быть более критичным по отношению к России, кто-то — менее. Для Онуфрия Россия важна не только в каноническом плане, но и в человеческом: он не представляет себе Украинскую православную церковь в отрыве от РПЦ. Поэтому нельзя исключать и того, что часть духовенства после его избрания может уйти в Киевский патриархат, но вряд ли таких людей будет много. Неканоничность Киевского патриархата отпугивает даже тех, кто склоняется к идее автокефалии.
В принципе отношения Церкви и государственной власти в Украине сейчас ещё не определены. При Ющенко делалась ставка на объединение церквей, отход от России и достижение автокефалии. Но эта попытка не увенчалась успехом по целому ряду причин, в том числе потому, что сами верующие в большинстве своём к подобному варианту относились негативно. При Януковиче произошло сближение власти и УПЦ МП, причём не столько с официальным руководством во главе с ныне покойным митрополитом Владимиром, а с теми иерархами, которые выражали свою близость к власти и симпатии к России. Сейчас начался новый этап, когда по сути идёт война, и Украинская православная церковь должна вести себя очень осторожно, чтобы не потерять часть прихожан. Потому что в одних епархиях собираются средства на поддержку украинской армии, а в других, напротив, действия украинских властей оценивают крайне критично. Онуфрий как местоблюститель старался не делать необратимых шагов как в одном, так и в другом направлении.
Было много слухов, что президент Порошенко постарается провести на Соборе своего кандидата, но, судя по всему, никаких серьёзных усилий для этого не предпринималось. Сейчас у украинской власти слишком много других проблем, чтобы идти на скандал, который неизбежно сопровождал бы вмешательство в дела Церкви. Кроме того, хотя сложно оценить, насколько фигура Онуфрия оптимальна для Киева, каких-то больших опасений она точно не вызывает. Он не готов играть на стороне России, а это — тот минимум, который устраивает нынешнюю украинскую власть. Каковы же будут отношения после того, как боевые действия завершатся с тем или иным результатом, пока говорить трудно.