Протоиерей Всеволод Чаплин перешел от слов к делу. Тему В«православного банкингаВ» он поднимал уже неоднократно, а вот теперь решил засучить рукава. Губернаторам областей, известныхВ инициативами В«по поддержке православного образа жизниВ», разосланы, какВ пишутВ В«ИзвестияВ», письма с предложением принять участие в формировании православной финансовой системы. Ее главными принципами должны стать В«отсутствие ссудного процента, а вознаграждение от инвестиций в совместные проекты должно зависеть от доходности предприятияВ». Ну и конечно же В«запрещается деятельность, не направленная на создание реального общественного богатства... основанная на разнице цен и ином спекулятивном поведенииВ».
При этом, как объяснил все тем же В«ИзвестиямВ» руководитель рабочей группы Московского патриархата по созданию православной финансовой системы Дмитрий Сурмило, В«по сути губернаторы не будут принимать решение, помогать или не помогать нашей инициативе, — мы просим их только подключиться к мобилизации православной и бизнес-общественности своих регионовВ». Ну вот, приехали: решений ты можешь не принимать — главное, подключайся!
Помнится, когда несколько лет назад общественность бурлила и академики писали письма президенту, выражая оазбоченность клерикализацией общества, митрополит (тогда еще митрополит) Кирилл терпеливо объяснял этому самому обществу, что никакой клерикализации нет, поскольку церковь не диктует светской власти, что ей делать, наблюдается всего лишь В«усиление духовного влияния на жизнь нашего народа и обществаВ». Теперь, надо понимать, духовное влияние возросло до прямых указивок. Ведь это не православные предприниматели задумали создать свою банковскую систему, это из патриархии им шлют В«письма счастьяВ» — да даже не им, аВ местнойВ власти, чтобы она В«нажалаВ», тоже В«духовноВ», конечно.
Вообще в последние недели следы В«духовного влиянияВ» можно было наблюдать в изобилии. То хунвейбины из В«Божьей волиВ» проведут пикет в поддержку братьев Куаши, объясняя согражданам, что В«кощунники из ФранцииВ» В«получили справедливое наказаниеВ». То глава церковного департамента образования митрополит МеркурийВ заявит, что церковь готовит новый курс ОРКСЭ, рассчитанный на все годы школьного обучения (вчера на открытииВ XXIIIВ Рождественских чтений патриарх Кирилл выразил надежду, что в 2015 году начнется процесс расширения преподавания курса).В То самарские священнослужителиВ подпишут письмоВ с требованием В«принять мерыВ» в отношении главного режиссера Самарского театра драмы Валерия Гришко, сыгравшего в фильме Андрея Звягинцева В«ЛевиафанВ» роль архиерея, которая подает В«в черном свете наше государство и Православную церковьВ». Явно сбываетсяВ мечта протодьяконаВ Андрея Кураева: православие расстается со своим В«слишком женским лицомВ» и перенимает мусульманскуюВ мускулинность, то самое В«агрессивное началоВ», которого, по его мнению, ему так не хватало. Демонстрация силы — это ведь так соблазнительно.
ХотяВ собственноВ православный банкинг не вызывает у протодьякона энтузиазма. В«Сама идея создания православного банка в условиях надвигающегося банковского кризиса очень плоха, так как достаточно велика вероятность того, что банк будет проблемным, как и многие другие в 2015 годуВ», — сказал он В«ИзвестиямВ». Да и вообще, В«Церковь разве бизнес-контора?В»
Может быть, и не бизнес-контора, но бизнесом в свою пользу вполне успешно занимается. В те времена, когда на Епархиальных собранияхВ первоиерархВ еще хоть как-то отчитывался об экономической деятельности РПЦ, патриах Алексий, помнится,В докладывал, что патриархия достаточно эффективно управляет своими В«временно свободными средствами, размещая их на депозитные счета, приобретая государственные краткосрочные облигации и другие ценные государственные бумагиВ». То есть банковским процентом не гнушается. Московский патриархат до сих пор является крупным акционером банка В«ПересветВ», имеет долю в банке В«Банкхаус ЭрбеВ». Почему бы в первую очередь их не перевести на систему православного банкинга?
Ответ очевиден: без ссудного процента и игры на курсах валют банк не выживет. В мусульманских странах банки действительно не берут процента, зато активно включаются в бизнес тех, кто берет у них кредиты — кредитуемые расплачиваются с банками акциями собственных предприятий или в иной форме подключают их к собственному производству, торговле и т.п. Такая система работоспособна только в случае безоговорочного обоюдного доверия всех участников процесса и наличия инстанции, способной решать споры. Как-то у меня не создалось впечатления, что обоюдное доверие — это то, чем может похвастаться наш бизнес, хоть православный, хоть неправославный. А уж об инстанциях, способных разрешать конфликты, и говорить не приходится.
Есть еще одно серьезное препятствие — отсутствие законодательной базы для таких предприятий. « России есть ряд организаций, полностью отвечающих правилам исламского финансирования, но в основном это торгово-инвестиционные компании, — рассказала В«Ежедневному журналу» кандидат экономических наук, директор департамента исламской экономики Совета муфтиев России Мадина Калимуллина, — Исламского банка как такового на сегодняшний момент в России нет, поскольку покаВ нет необходимой законодательной среды. Все отечественные банки работают в соответствии с федеральным законом В«О банках и банковской деятельностиВ», который не позволяет создать банк,В работающий по международным стандартам исламского банкинга. ИсламскиеВ торгово-инвестиционные компании в результате несут более тяжелое налоговое бремя, чем нес бы просто банк, но, тем не менее, показывают хорошую доходностьВ для инвесторовВ».
Очевидно, что-то похожее хотят создать и в патриархии. Только, как всегда, чужими руками: сами-то мы не местные, но В«православные нормыВ жизниВ» В«должны, наконец, решительно встать преградой на пути хаоса, разрушения и анархииВ».
Фото Александра Алпаткина / ТАСС