История с В«ТангейзеромВ» лишний раз показывает, что Русская православная церковь превратилась в кладовую советской культуры. Радикальные околоцерковные группировки навязывают обществу свои допотопные представления о границах дозволенного в искусстве, мало чем по существу отличающиеся от советских. А топ-менеджеры часто являют собой пример партийных секретарей по идеологической работе. И таковыми себя, судя по всему, и ощущают.
К таким В«секретарямВ» можно, без сомнения, отнести митрополита Новосибирского и Бердского Тихона (Емельянова), давно придушившего у себя в епархии живые ростки и строящего церковную жизнь на борьбе с В«врагамиВ». Не растерявшие своей комсомольской энергии активисты уже не один год срывают выставки и концерты в Новосибирске. Теперь остракизму подверглась опера Вагнера. Настоятель собора Александра Невского прот. Александр Новопашин, недовольный решением мирового суда, собирает очередной митинг, разумеется, при молчаливом согласии правящего архиерея. Продолжилась и информационная война. А прокуратура тем временем обжаловала судебное решение.
Битва между РПЦ МП и актуальным искусством идет уже не одно десятилетие. Казалось бы, в эпоху развитого путинизма накал ее должен снизиться. Ан нет. Дай радикалам только повод. То некая выставка кажется представителям православной общественности кощунственной, то звягинцевский В«ЛевиафанВ» искажает, по их мнению, духовные перспективы, то пушкинская В«МетельВ» в Ижевске вызывает у местного батюшки аллергию: мол, никуда не годится образ священника, пьяницы и вымогателя, нельзя так духовенство изображать.
Дело, однако, не только в радикалах. В самом современном искусстве много провокационного, кощунственного, именно с точки зрения простого наблюдателя. Но это, конечно, не значит, что ему нужно идти, как это делает преосвященный Тихон, по пути великого инквизитора. Иногда полезнее просто перетерпеть и промолчать. В духовном и в социальном смысле полезнее.
Недавно в музее Андерсена в Хельсинки меня шокировала скульптура-муляж Христа В«Иисус печалиВ» с женскими половыми органами, работа Р. Пирхонен. Она была выставлена в бывшей часовне наряду с традиционными картинами, иконами и пластикой. В музее современного искусства В«КиасмаВ» тоже экспонировалась похожая инсталляция. Но значит ли это, что раз местные христиане не протестуют, то они теплохладны? Вовсе нет! Просто, видимо, посчитали, что с искусством лучше не воевать, если оно существует на своей канонической территории и в храм не лезет. К слову, в толерантной Финляндии после В«Пусси РайотВ» случались скандалы, когда деятели культуры забирались в кирхи и пытались что-нибудь пропеть. Их выводили, вызывали полицию. Но это уже другая история.
Финские верующие пытаются установить мосты с культурой. Один из таких мостов — театральное действо на Страстной. 3 апреля в Хельсинки состоится представление В«Крестный путьВ». Профессиональный актер Матти Лейно будет играть Иисуса, другие актеры — апостолов, Богородицу. Пасхальное действо начнется в парке, а закончится перед кафедральным Успенским собором. Уже двадцать лет такой обычай существует. Тоже можно сказать: новое средневековье. Но такая традиция никого не пугает, наоборот, объединяет.
Подлинный диалог между Церковью и культурой возможен, если ведомство православного вероисповедания выйдет из паралича. А пока РПЦ не просто в параличе, а почти что при смерти. Под бодрые разговоры церковных руководителей о миссии и катехизации общинная жизнь умирает, авторитаризм на приходе стал нормой. И в этих условиях церковные топ-менеджеры разговаривают с не согласными с ними деятелями культуры, среди которых тоже немало православных, в зале суда.
Суд, спору нет, лучше, чем побиение камнями. Внесудебной расправы не будет, уже хорошо. Но как насчет миссии и любви? Вопрос, разумеется, риторический.
В церковной ограде есть немало священников, стремящихся наладить диалог Церкви и культуры. Но сила вещей такова, что их усилия гаснут. Более того, церковная бюрократия всячески мешает им выйти в публичное пространство. Самый свежий пример. Отец Георгий Кочетков, ректор Свято-Филаретовского института, немало делает для собирания здоровых сил. Недавно один из телеканалов попросил его сказать несколько слов к юбилею Сергея Юрского, с которым священник дружит уже несколько десятилетий. Перед выходом программы студия на всякий случай связалась с одним из церковных топ-менеджеров, мол, есть ли такой имя рек в анналах? Тот на голубом глазу подтвердил: да, есть. И тут же посоветовал не пускать о. Георгия в эфир, дескать, спорная фигура. И его послушали.
Игра В«стенка на стенкуВ», в которую сейчас играют православные, чревата большими разочарованиями для господствующей конфессии: уходом людей из церковной ограды, умиранием самой религиозной темы в современном искусстве, многочисленными провокативными культурными акциями после того, как путинский режим ослабеетили, вдруг, перестанет нуждаться в поддержке церкви. Но в будущее никто не смотрит.
Конечно, можно говорить, что все эти борцы с кощунниками сами по сути невоцерковившиеся люди, хотя многие из них практикуют и имеют духовный сан. По большому счету, большинство В«верных чадВ» надо воцерковлять. И эту работу хорошо бы начать с епископата. Но это все пустые слова, синодалы на это не решатся.
Православие на глазах теряет свой вес, развоплощается, превращается в большой этнографический заповедник. И глядя на него слегка отстраненным взглядом, начинаешь понимать, что революция была неизбежна.
Фото: 1. Россия. Новосибирск. 24 марта. Солист ЛатвийскойВ национальной оперы Андрис Людвигс (Иисус) (в центре) в опере Рихарда Вагнера "Тангейзер", поставленной режиссером Тимофеем Кулябиным на сцене Новосибирского театра оперы и балета. Кирилл Кухмарь/ТАСС
2. Православные активисты во время акции протеста у Новосибирского государственного театра оперы и балета , где состоялся очередной показ оперы Р.Вагнера "Тангейзер" в постановке режиссера Т.Кулябина. Кирилл Кухмарь/ТАСС