КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеСпособы любви

ТАСС

Спасибо Борису Акунину за раскопки контекста. Оказывается, знаменито-дурная песня, которую пел Кирюха из чеховской В«Степи»…

В«Наша матушка Расия всему свету га-ла-ва!"— запел вдруг диким голосом Кирюха, поперхнулся и умолк. Степное эхо подхватило его голос, понесло, и, казалось, по степи на тяжелых колесах покатила сама глупостьВ».

Так вот, оказывается, эта, времен еще Николая Первого, патриотическая песня произрастает из В«польского вопросаВ»!

В«Если вы не покоритесь,
Пропадете как трава:
Наша матушка Россия
Всему свету головаВ».

Какая, однако, симптоматика.

В подкладке русского государственного патриотизма почти непременно зашита имперская тема. В«Любить РоссиюВ» означает тут — желать покорения соседних народов и не любить те из них, которые хотят выбраться из-под имперского влияния В«матушкиВ».

Беглый взгляд по периметру укажет нам на полдесятка новейших, уже путинского разлива, В«враговВ», поочередно, по отмашке из Кремля, становившихся дымящимися точками народной консолидации: латыши, эстонцы, украинцы, грузины, те же поляки…

За их спинами по-прежнему маячит зловещий Запад, нелюбовь к которому (что при Романовых, что при Джугашвили, что при Путине) автоматически означает зачисление в В«патриотыВ». Это необходимое и, как правило, достаточное условие. Больше-то ничего и не требуется. Напиши на машине ОБАМА ЧМО, пошути про Псаки — вот ты и патриот.

Попытка практиковать здесь какую-то иную разновидность патриотизма (совмещенного, допустим, с любовью к окрестному человечеству), — немедленно накрывается подозрением и приводит к высылке или мордобою.

«…тыча в меня натруженными указательными: не наш!В»

Несчастные бельгийцы, шведы, португальцы, новозеландцы… Как они любят свои родины? Неужели просто так, по факту рождения вот под этим, а не другим небом? С этой, а не другой историей, языком, обычаями, погодой? Не назло миру. Без угрюмства, без ходящих желваков и насупленных бровей, без вечно оттопыренного в сторону Вселенной среднего пальца, без начальственного окрика и инспектирования… Без длинной очереди в казну (из числа любящих Родину особенно правильно и крепко).

Как это у них получается? В чем находят опору чувству?

Может, спросить?

Может, самим попробовать любить свою Родину на этих же основаниях? Типа просто так. За степь да степь кругом. За Наташу Ростову и Таню Ларину, за разливы рек ее, подобные морям?

Да, и как бы договориться о приватности этого процесса? Ну, вот чтобы не в мегафон. Потому что когда Родину долго любят в мегафон, она дуреет. А расцветает она, когда о ней неброско заботятся.

Делают это, как правило, люди, которые в рот не возьмут слово В«патриотизмВ». Люди вроде врача Антона Чехова, автора рассказа В«СтепьВ».



Фото: Россия. Ленинградская область. Предприятие "Гатчинский промкомбинат". Руслан Шамуков/ТАСС



Версия для печати
В 



Материалы по теме

Прямая речь //
Тихий патриотизм // АНАТОЛИЙ БЕРШТЕЙН
Форменный идиот // ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ
Гражданский патриотизм в авторитарном государстве // СЕРГЕЙ МАГАРИЛ
Патриотизм и национализм // АНАТОЛИЙ БЕРШТЕЙН
Чего не стыдно бояться // АНДРЕЙ НЕКРАСОВ
Патриотическое болото // МИХАИЛ БЕРГ
Патриотизм — частное дело // АНАТОЛИЙ БЕРШТЕЙН
Человек с надписью // ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ
Полтава. Имперская эстафета // НИКОЛАЙ СВАНИДЗЕ