Медиафрения. «Образованные просто надоели…»
Дональд Трамп в США, Румен Радев в Болгарии, Игорь Додон в Молдове… И это только за одну неделю. Общий курс на понижение, отказ от культуры и европейских ценностей. Про Трампа в этом плане сказано столько, что неловко повторять. Победа В«крымнашевцаВ» Игоря Додона над выпускницей Гарварда, сторонницей евроинтеграции, знающей пять языков, Майей Санду еще более показательна. Как и победа пророссийского генерала Радева над европейски ориентированным адвокатом Цецкой Цачевой. Образование, культура, интеллект, логика, нормы морали – не только не являются конкурентным преимуществом в политике, но это, скорее, обременение, фактор, вызывающий подозрения и снижающий шансы на победу.
Состояние медийного поля во многом – отражение этого процесса, а частично и его причина. Причем, в общий курс на понижение включаются и те, кто еще вчера воспринимался вполне нормальным представителем профессии. Павел Лобков, сотрудник телеканала В«ДождьВ», 11.11.16 в своем блоге в В«ФейсбукеВ» опубликовал следующий текст:
В«Я запрещаю Мелани Трамп и ее вульгарному муженьку смотреть фильмы с моим участиемВ», — заявила Лия Ахеджакова в своем обращении к американскому народу… В«Сейчас всем нам надо встать перед Белым домом и сказать: Трамп, уходи!В» — заявила актрисаВ». Конец цитаты.
Этот мерзкий пасквиль с энтузиазмом перепечатали десятки интернет-ресурсов, главным образом те, аудитория которых обычно радостно поддерживает шутки про Обаму, евреев и использует такие специфические термины, как В«гейропаВ» и В«либерастыВ».
Великая актриса ответила достойно: В«Если вам хотелось меня унизить и сделать мне больно, вам это удалось. Стрела попала в сердце немолодой и не очень здоровой актрисы. Прощайте. Сделайте милость, забудьте мое имя. Лия АхеджаковаВ».
Когда 14.11.16 я писал эту колонку, проверил – текст Лобкова на месте. Когда В«МедиафренияВ» была уже отправлена в редакцию, снова заглянул на страницу Лобкова и увидел, что сотрудник В«ДождяВ» свой пасквиль, наконец, убрал и разместил следующее: В«Честно говоря не очень понял, почему на меня так набросились из-за не совсем, возможно, удачной шутки… обычный наш троллинг… Оказалось, Лия Меджидовна обиделась. Возможно, это пресловутая двойная сплошная. Теперь я благодаря неравнодушной публике знаю, где она находитсяВ».
Про Лобкова нельзя сказать, что он нечуткий и некультурный. Смотрите, какую точную метафору про В«двойную сплошнуюВ» ввернул! Просто человек убежден, что все эти интеллигентские штучки сейчас не в тренде. Что все эти нормы культуры, позволяющие отмерять дистанцию и точно определять, кому можно взъерошить волосы, кому подмигнуть, а с кем только на В«выВ» и по имени-отчеству – это все ерунда, устарело. Мы тут троллим друг дружку, хохмим, бывает, подкрадемся сзади и штаны с мужика сдернем или тетке юбку на голову задерем, а то и ночную вазу на голову наденем – и ничего – все готовы поддержать веселую шутку… А тут вот – обиды какие-то – странно даже…
Есть у меня уверенность, что когда Лобков работал на В«старом НТВВ», он точно знал, где находится эта самая В«двойная сплошнаяВ», а теперь, в нынешнем своем В«дождливомВ» окружении потерял ориентиры…
Троллинг вместо журналистики стал нормой. Законодатель мод – В«Эхо МосквыВ». Берем лучшее, что есть на этом радио, – Ольгу Бычкову. В«Особое мнениеВ» от 10.11.16 с писателем Виктором Ерофеевым. Практически весь эфир Бычкова троллит собеседника, перебивает его, сбивает с мысли, переходит на личности, одним словом, не дает аудитории услышать то самое В«особое мнение гостя, ради которого слушатели и включили В«ЭхоВ».
Бычкова задает вопрос в связи с победой Трампа: В«Ну, тогда, если вы хотите вопрос, который все задают ровно в той стилистике, которая вам нравится. Выбор Трампа американскими избирателями, также как Брекзит перед этим британскими избирателями, это, извините за выражение, победа демократии или охлократии и что с этим делать? Вам же нравится такой вопрос?В»
Ерофеев: В«Назовем более простым словом, которое Эразму Роттердамскому нравилось. Похвала глупостиВ».
Бычкова (с насмешкой): В«Вы такой образованныйВ».
Далее ведущая вступает с гостем в длинную пикировку по поводу уровня образованности обоих участников передачи. Ерофееву удается вернуть разговор к теме. Он говорит о кризисе культуры. Бычкова реагирует, явно скучая: В«Много разных кризисов на самом делеВ».
Ерофеев пытается на своем примере объяснить, что такое та американская политкорректность, против которой успешно восстал Трамп: В«Я довольно плотно сотрудничал с В«Нью-Йорк ТаймсВ» и видел, как они меня правят каждый раз, когда я писал для…» Бычкова перебивает: В«Ну, может, вы просто плохо писалиВ».
Не менее двух третей эфирного времени Бычкова иронизирует над Ерофеевым, самоутверждается, а Ерофеев пытается от нее отбиться и что-то все-таки сказать публике. Завершается В«Особое мнениеВ» так. Ерофеев, отвечая на вопрос Бычковой: В«О, это интересная позиция, я бы на ней задержалсяВ». Бычкова: В«Ну, мы не задержимся. Мы уже закончилиВ». Ерофеев: В«Ну, слава богу!В» Вместо В«особого мненияВ» аудитория В«ЭхаВ» познакомилась с В«особыми отношениямиВ». Может, стоит именно так и называть эти передачи?
ТРАМПОКАЛИПСИС
Радость обитателей российского телевизора от избрания Трампа имеет сложную структуру и поэтому не стихает сразу, а переходит из одной фазу в другую. На минувшей неделе радовались тому, что в Америку В«пришли Майдан и В«оранжевая революцияВ». Сначала Евгений Попов и Ольга Скабеева всех пригласили порадоваться по поводу В«американского МайданаВ» в программу В«60 минутВ» от 11.11.16.
В«Вся Америка в огне! — радостно восклицал Попов. В«Американский майдан!В» — довольно отвечала Скабеева. Тут Попов достал какую-то бумажку и стал рассказывать, что, оказывается, в социальных сетях размещаются призывы выходить на эти вот митинги протеста против Трампа за деньги. В«15 долларов за час!В» — завистливо воскликнула Скабеева и принялась подсчитывать, сколько это за день и за неделю.
Британский журналист Оуэн Метьюз, услышав про 15 долларов за час участия в американском митинге, встрепенулся и стал просить слова, но получил его только во второй половине передачи, когда все ведущие и все гости и все зрители уже вдоволь навозмущались этой хваленой американской демократией и этими хвалеными западными ценностями, в которых – вот видите же! – все у них там продается и покупается, причем по не самой высокой цене. Поэтому, когда Оуэн Метьюз получил слово и стал объяснять, что рассказ про 15 долларов – это просто ложь, его уже не очень слушали. И Леониду Гозману, который стоял рядом с британцем, пришлось еще раз возвращаться к этой теме 15-ти долларов и объяснять, что эти объявления были до 8.11.16 и за эти деньги приглашали добровольцев для участия в наблюдении за голосованием. Так что за участие в митингах протеста никто ничего не платил и вся эта информация – ложь.
Ведущий Попов в ответ отреагировал довольно невнятно, мол, уточним у режиссера, у нас все ходы записаны, и тут же переключился на другие язвы американской демократии. Сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев рассказал, что Обама издал прокламацию об объявлении в США чрезвычайного положения, в случае которого Трампа не пустят в Белый дом.
Надо сказать, что этот замечательный специалист по Америке не вылезает из российского телевизора и, постоянно ухмыляясь, несет невероятную чушь. В этот раз его задача была разными способами доказать, что избрание Трампа ничего не значит, и ему вполне могут не позволить стать президентом. Если в программе В«60 минутВ» он делал ставку на происки Обамы и чрезвычайное положение, то через два дня в В«Воскресном вечереВ» у Владимира Соловьева этот потрясающий эксперт Васильев стал утверждать, что выборщики вполне могут проголосовать вопреки воле своих избирателей, в результате чего Трамп не въедет в Белый дом и мы все осиротеем.
Правда, всякий раз в студии находился кто-то, кто все-таки успокаивал аудиторию, что Обама непременно передаст ядерный чемоданчик Трампу, революции не будет, и поэтому телезрителям В«России-1В» нет необходимости ехать в Америку и воевать за законные права Дональда Трампа. В программе В«60 минутВ» эту терапевтическую функцию взял на себя американский политолог Ариэль Коэн, в студии Соловьева – израильский эксперт Яков Кедми.
Сеанс связи с Ариэлем Коэном из Америки напоминал сеанс коллективного гипноза с Кашпировским. Коэн монотонно рассказывал страдающим по Трампу российским политикам, что у них в Америке есть Конституция, есть закон…
Но страдальцы по Трампу не сдавались. В«Но ведь есть же какие-то силы, которые могут остановить Трампа?В» — с надеждой в голосе вопрошала Скабеева. Попытка Коэна объяснить, что таких сил нет, успеха не возымела. Депутат Железняк, легко сбросив путы коэновского гипноза, вновь озаботился предательством Обамы. В«Но ведь отказались фотографироваться на лужайке!В» — наябедничал депутат Железняк. В«Они сфотографировались в Овальном кабинетеВ», — попытался защитить американскую демократию Ариэль Коэн. В«А на лужайке не сфотографировались!В» — продолжал канючить депутат Железняк.
Если в студии В«60 минутВ» искренне переживали за Трампа, то на В«Воскресном вечереВ» Владимир Соловьев с самого начала задал атмосферу абсолютно саркастическую. В«Наблюдаем за Америкой с большой ироничной улыбкойВ», — начал свой очередной концерт Соловьев. Его программы постепенно перестают быть ток-шоу и превращаются в персональные концерты Соловьева, в которых роль приглашенных экспертов сводится к роли музыкальных инструментов, призванных исполнять заданные партии.
По мере того, как Соловьев из ведущего ток-шоу превращается в солиста на собственных концертах, содержание исполняемых им номеров все больше отрывается от реальности и приобретает все более гротескный вид. Он постоянно кривляется, пытается шутить и сам смеется над своими шутками. В«Американцы нам еще за Павла I не ответили!В» — веселится Соловьев. Увидев некоторое недоумение в студии, добавляет: В«Императора Павла I убили ведь американцы»… Про то, что заговорщиков-цареубийц поддерживал английский посол, в российской истории версии имеются, а вот американский след – это Соловьев, видимо, обнаружил прямо в студии.
В«ГОВОРИТЕ НА МОВŠ– ХОТЯ БЫ ПОВЕСЕЛИМСЯ!В»
Нахохотавшись над Америкой, Соловьев запустил в студию новую группу весельчаков, чтобы потешаться над Украиной. Особенно его веселили эксперты с Украины. И вот когда слово взял политолог Вадим Трухан, Соловьев тут же и предложил: В«Говорите на мове, хотя бы повеселимся!В» Украинский политолог, вместо того, чтобы перейти на мову или хотя бы спросить Соловьева, какие еще языки, кроме украинского, вызывают у него смех, зачем-то стал серьезно опровергать чушь, которую несли оппоненты.
А оппоненты в основном повторяли то, о чем они в этой же студии твердят с весны 2014 года. А именно, что Украина вот-вот исчезнет, расколется сама или будет растащена на куски хищными соседями.
Соловьев пообещал, что Польша непременно потребует себе Львов. Константин Затулин предрек, что Литва обязательно оттяпает у Украины часть территории. После чего Соловьев предложил немедленно вернуться к карте мира 1912 года, и лица всех присутствующих в студии стали такими довольными, будто каждый из них только что съел целую тарелку блинов с икрой.
Тогда либерал Сергей Станкевич сделал два объявления. Во-первых, провозгласил, что вместе с Хиллари Клинтон уходит в прошлое идея американоцентричного мира. А во-вторых, заявил, что Украине нужен украинский трампизм. И в этой связи объявил конкурс на роль украинского Трампа.
И тут Соловьев запел. Его песня продолжалась несколько секунд и состояла из одного слова:
В«Са-а-ка-шви-ли!В»
Но по эмоциональному эффекту это произведение превосходило любую известную мне сонату, любой музыкальный хит. Только это был эффект с обратным знаком. Эстетический удар большой разрушительной силы. Дело в том, что Соловьеву, видимо, никто никогда не говорил, что он очень плохой актер, что когда он кривляется – это выглядит просто нелепо, что шутки у него никогда не бывают смешными, зато всегда получаются пошлыми, а главное, что ему никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя петь. Поскольку пропеть одно слово, разделив его на пять слогов и умудриться сфальшивить все пять раз – это надо суметь.
А Соловьев решил добить публику и добавил вдогонку к эстетической бомбе еще и семантический снаряд осколочного действия. Довольно улыбаясь, он заявил, что у него есть победитель конкурса на роль украинского Трампа. В«Сало-кашвилиВ», — растекаясь от умиления собственным остроумием, нараспев произнес Соловьев.
В завершение обзора мне осталось сообщить, что руководство телеканала В«Россия-1В» решило не ограничиваться тем, что разрушает мозг россиянам, постоянно показывая им Соловьева. Теперь им стали травить детей – Соловьев стал ведущим детского всероссийского конкурса В«Синяя птицаВ». Так что и за будущее России можно быть спокойными.
Фото: Ситуация на границе США и Мексики после победы Дональда Трампа на президентских выборах. Christian Torres/AP/TASS