Война как религия
Не нужно обладать какими-то особыми мозгами, чтобы начать пребывать в столбняке при виде гуляющего по Москве В«Бессмертного полкаВ», ибо, встречаясь с трудно постижимым, любой нормальный хомо сапиенс непременно подвергает риску свою нервную систему, а чтобы компенсировать ее, заполняет неизвестное сказкой или религией.
С одной стороны, нашему наблюдателю трудно избежать обычной в таких случаях неловкости, каковую всегда испытываешь при проявлении сторонних сильных чувств, кажущихся искренними, уместными и настолько правильными, что не подкопаешься. Точно так же, наверное, гипотетически обескураживала бы встреча с миллионом вдруг подобревших сограждан (которых вы обычно привыкли видеть в другой ипостаси — исключительно с пеной на губах ) с воздушными шарами розового цвета и с белыми голубками в руках – символами мира, или с аистами, которые несли бы в клювах новорождённых детишек. Но и 750 тысяч одухотворенных москвичей с портретами своих погибших семьдесят лет назад родственников – тоже неслабо. Уймись сарказм: В«Ах, вы против связи поколений? Ах, вы против памяти народной? Ах, вы против благодарности павшим героям? Плохой, плохой….В»
Но, с другой стороны, стадность детектед. Странно, что до 2011 года никому в голову не приходило ходить с портретом своего пращура как с плакатом, а после 2011 году всю страну как будто постепенно обуял шизофренический импульс. Все про своих родственников разом вспомнили и куда-то их понесли, хотя нельзя ведь сказать, что родственные связи у нас так уж сильно укоренены, не в Китае, чай, живем. Или что взрослые дети начали с энтузиазмом помогать своим родителям, нет больше споров по поводу наследства, а ветераны, которые еще живы, катаются, как сыр в масле.
Но понесли и понесли. Лучше поздно, чем никогда. Хорошего же ведь не может быть много, а несвежая благодарность – совсем уж бесполезной?
Вряд ли можно поспорить с тем, что таким образом создаются новые ритуалы. Вспомним хотя бы, что елку на Новый год у нас тоже то вводили, то запрещали под страхом преследования НКВД. Наконец согласились и даже с иностранным Сантой примирились — получилось и красиво, и национальненько, и как бы как будто В«в русском духеВ».
То же и с поминанием предков. Каждое общество вправе поминать их так, как ему придется по вкусу. В Мексике моют кости умерших и наряжают скелеты — это тоже кому-то покажется диковатым с непривычки, но такова традиция. В США почему-то к теме умерших примешиваются живые мертвецы и другие пугающие персонажи. А в РФ на своеобразном карнавале мертвые предки мобилизуются в Армию Добра. В«Бессмертный полкВ» – это наша вторая Пасха, как утверждает один сильно лояльный автор. Иными словами, только очень черствый, циничный и оторванный от своей Родины человек, лишенный корней, может возражать против В«воскрешенияВ» (хотя бы и виртуального) павших бойцов.
Впрочем, тот же автор, который ловко ввернул про Пасху, почему-то выносит в заголовок не Пасху, а Путина — В«Путин разворачиваетсяВ», — очевидно, считая, что мертвая армия каким-то образом выходит тому в поддержку. А счетчики делают упор на рекорд посещений нашего национального Хэллоуина, испытывая чувство восторга от данного В«разворачиванияВ». 700В 000 — это, безусловно, рост! А если сравнить с тем, сколько людей выводит оппозиция на протесты, то мертвая армия явно давит, Навальный в панике бежит в Испанию, а в спину ему насупливают брови павшие красноармейцы с картинок. Получается как-то так. О том же пишут и почти все газеты.
Проблема таким образом не в том, что кому-то в охотку идти с гармошкой и счастливо позаимствованной у бабушки фотографией, а кому-то за это дают по два отгула. И даже не в том, что иные ребятишки попросту заимствуют чужие лики, чтобы поучаствовать ради галочки и оценки в четверти, исполняя все это с самым серьезным видом, чтобы при этом не рассмеяться. А в том, в какой это все преобразуется мессидж и кому он, собственно, обращен.
Небесам? Очень сомневаюсь, что небесам есть дело до военно-патриотического карнавала в РФ. (Признаюсь, иду по краю ст. 148, ч.1.) Предкам? Но надо быть особенным мистиком, чтобы считать, например, что мой давно умерший папа это теперь как-то оценит.
Друг другу? Возможно. Но формат не очень располагает, ведь каждой несет В«своего родственникаВ», а чужой тут только постольку-поскольку. Общей памяти на прогулке не получается, притом что никак не располагает соседство с иконами подписантов пакта Молотова-Риббентропа, кровавого палача Сталина, а так же боевиков Донбасса.
Телевизору? Вот это теплее. Телевизор кушает и нагружает смыслами.
Какими? Ну вот этими самыми. В«Путин разворачивается, оппозиция проваливается, а нас, патриотов, миллионыВ». В«Война – наша все, наша гордость и религияВ». В«Мы в одиночку спасаем мир от европейской чумыВ» (с упором на В«европейскойВ», типа Европа сама уже чума). В«Если надо, повторимВ», то есть снова возьмем европейские столицы. В«Развалинами рейхстага удовлетворенВ».
Любовь к отеческим гробам и развалинам – прекрасное, хотя и не очень созидательное чувство. Где-то даже открылся музей с восстановленным фрагментом разбомбленного Сталинграда, радушно ожидая интуриста. Однако чувствуется, что есть еще в этом ритуале дыра, некоторая недоделанность.
Действительно, если мы мобилизуем Армию Добра, то должна быть на том же карнавале зримо представлена и Армия Зла. Очень не хватает чучел Чемберлена, Обамы и Макрона, а так же соломенного Навального, которого допустимо при большом скоплении фоткающих туристов сжечь на площади.
Впрочем, все это наживное. Ритуал разворачивается в правильном направлении.
Фото: Россия. Санкт-Петербург. 9 мая 2017. Участники акции "Бессмертный полк" во время шествия по Невскому проспекту в День Победы/Степанов Евгений/Интерпресс/ТАСС