ТАСС сообщил, что спектакль В«НуреевВ» перенесен по прямому распоряжению министра культуры Мединского, поскольку, как сообщил источник агентства в Министерстве культуры, по убеждению Мединского, В«спектакль выглядел как пропаганда нетрадиционных сексуальных ценностейВ».
В Министерстве культуры сообщение никак не прокомментировали. Мединский после того, как ему вместе с ВАКом удалось найти на просторах России единственный диссовет в Белгороде, который согласился вполголоса признать его ученым, старается реже представать перед прессой. Но сообщение на сайте ТАСС, тем не менее, вскоре исчезло. А о причинах снятия спектакля накануне премьеры рассказал генеральный директор Большого театра Владимир Урин, который объяснил, что спектакль был не готов и он его снял лично.
Репутация государственного информагентства ТАСС не такова, чтобы считать все, что появляется у них в ленте, истиной в последней инстанции. И В«источникВ» вполне мог быть не вполне чистым, а напротив, лично заинтересованным В«подставитьВ» министра. Однако, версия Урина, находящегося в прямой административной зависимости от министра, выглядит совершенно фантастической. Режиссер спектакля Кирилл Серебренников вполне ясно выразил свое несогласие с мнением Урина. Он сказал, что В«это их решенияВ» и вместе с хореографом Юрием Посоховым отказался от совместной с Уриным пресс-конференции.
Есть видео, на котором после генерального прогона В«НурееваВ» все участники и присутствующие поздравляют друг друга с успехом бурными аплодисментами. Велика ли вероятность того, что представления о том, что такое хорошо и что такое плохо в искусстве так радикально и так внезапно разошлись у всех создателей и участников спектакля, с одной стороны, и чиновника, который, тем не менее, является опытным режиссером и театроведом, с другой? Велика ли вероятность того, что Урин сам вдруг решил отменить спектакль накануне премьеры, чего сроду в новейшей истории российского театра не было? Велика ли вероятность того, что такие люди, как режиссер Кирилл Серебрянников и хореограф Юрий Посохов, зачем-то решили обнулить свою репутацию и предъявить публике В«не готовыйВ» спектакль?
Остается только повторить за Ежи Лецом: В«Некрасиво подозревать, когда вполне уверенВ». Гендиректор Большого Владимир Урин в каком-то особом людоедстве замечен не был, напротив, ходил в В«крепких профессионалахВ» в сфере культуры, однако с систему встроен каждой клеточкой своего организма. В минувшем году был доверенным лицом В«Единой РоссииВ» на выборах в Госдуму. В 2014 подписал письмо деятелей культуры в поддержку аннексии Крыма и войны против Украины. Так что Владимир Георгиевич тут не демиург скандала, а приводной ремень, шестеренка.
Источник тот самый. Министр Промокашка. Автор многих выдающихся текстов, из которых самые выдающиеся: диссертация и мем #рашкаговняшка#. В истории России и ранее, в истории СССР, министрами культуры были разные люди. Отношение к культуре В«по остаточному принципуВ» иногда распространялось и на тех, кого В«бросали на культуруВ». У советской власти была уверенность, что уж если кухарка может руководить государством, то руководить культурой вообще может кто угодно. На культуру В«бросалиВ» то химика Демичева, то аппаратчика Зимянина. Как-то раз Сталин накрыл культуру генерал-лейтенантом Пантелеймоном Пономаренко, который в войну руководил партизанским движением, а потом, будучи послом в Голландии, устроил мордобой в полиции, за что и был депортирован. Бравый генерал-партизан за год, что руководил культурой, не успел никого побить, поскольку Сталин умер, и вместо генерала назначили философа Георгия Александрова. Тот взялся за дело активно, я бы даже сказал, горячо. Особенно глубоко вникал в проблемы советского балета, уделяя пристальное внимание творчеству балерин. Продержался год. Попался на организации подпольного борделя и был изгнан. История эта, получившая название В«дело гладиаторовВ» (один из подельников Александрова, член-корр. АН СССР Еголин на вопрос Хрущева, зачем он в его годы туда полез, ответил испуганно, что он В«ничего не делал, только гладилВ»), на долгие годы осталась одним из наиболее ярких событий в советской философии.
Самым известным советским министром культуры была ткачиха Фурцева. Ее ругали за то, что запрещала Ростроповича, The Beatles и The Rolling Stones. Хвалили за то, что вернула в страну Рерихов, разрешила выставку Шагала, французских импрессионистов и Моны Лизы, настояла на премиях Вану Клиберну и Федерико Феллини. В культуре она не очень разбиралась, но это, может, и к лучшему. С поправкой на время ее баланс, скорее, со знаком В«плюсВ».
В постсоветские годы наиболее известными министрами культуры были как раз профессионалы: театровед Михаил Швыдкой и музыковед Александр Соколов. Любимец культурной элиты Швыдкой палец о палец не ударил, когда убивали НТВ. Музыковед Соколов прославился тем, что отозвал из Парижа фотографию В«Эра милосердияВ», которую в народе называли В«Целующиеся милиционерыВ», назвав ее В«порнографиейВ».
В минувшие годы культурой в нашей стране руководило всякое. Но гаже нынешнего не было никого. И вровень с ним никто не стоял. Разве что Андрей Жданов, но тот был все-таки рангом повыше. Василий Аксенов говорил о Жданове как о булгаковском Шарикове, обретшем генеральские звезды. На новом витке В«эволюцииВ» Шариков стал сначала пиарщиком, написал массу книг, защитил аж три диссертации и служит в министерстве культуры. Министром.
Фото: 1. Nureyev 1991, Deauville, France. Remy de la Mauviniere/ASSOCIATED PRESS/ TASS
2. Россия. Москва. 10 июля 2017. Руководитель балетной труппы ГАБТ Махар Вазиев и генеральный директор ГАБТ Владимир Урин (слева направо) во время брифинга, посвященного переносу премьеры балета "Нуреев" режиссера К.Серебренникова, в фойе Большого театра. Сергей Фадеичев/ТАСС
3. Россия. Москва. 3 июня 2017. Министр культуры РФ Владимир Мединский. Артем Геодакян/ТАСС