ЗаВ время жизни одного поколения Поднебесная изВ нищей страны поднялась наВ уровень мировых экономических лидеров. Что лежит вВ основе столь впечатляющего прорыва? Этот вопрос неВ дает покоя специалистам иВ просто неравнодушным людям воВ многих странах – иВ богатых, иВ бедных.В Чжан Вэйвэй, профессор Женевской школы дипломатии иВ международных отношений, профессор университетов Цинхуа иВ Фудань вВ Китае, который был переводчиком английского языка уВ Дэн Сяопина иВ других китайских лидеров, такие основы увидел вВ восьми В«больших идеяхВ». Интересно.
Искать истину вВ фактах.В Это древняя китайская концепция иВ кредо Дэн Сяопина. ОнВ считал, что окончательным критерием истинности служат факты, аВ неВ идеологические догмы — неважно, восточного или западного происхождения. Изучив факты, Пекин сделал выводы оВ том, что ниВ советская коммунистическая модель, ниВ модель западной демократии неВ подходят развивающейся стране вВ качестве средства модернизации иВ что демократизация обычно следует заВ модернизацией, аВ неВ наоборот. Поэтому вВ 1978 году Китай пошел поВ собственному пути развития иВ начал крупномасштабную программу модернизации наВ основе прагматического подхода, методом проб иВ ошибок.
Примат благосостояния народа.В Пекин принял этот старый китайский принцип правления, провозгласив искоренение бедности самым фундаментальным правом человека. Эта идея проложила путь кВ успеху Китая вВ освобождении отВ оков нищеты 400В млн человек, беспрецедентному успеху вВ мировой истории. Возможно, Китай совершил революцию вВ понимании прав человека, отстаиваемом Западом, который, начиная сВ эпохи Просвещения, видел ихВ почти исключительно через призму гражданских иВ политических прав. Может быть, эта идея будет иметь историческое значение для всех бедных нашего мира.
(Сравните с российской практикой, где обогащение путем казнокрадства — реальная цель мафиозной элиты.)
Важность холистического мышления.В Под влиянием своей философской традиции Китай сВ начала 1980-х годов поВ сей день реализует холистическую стратегию модернизации. Это позволяет наВ каждой стадии трансформации выстраивать приоритеты, проводя вслед заВ легкими реформами более решительные иВ трудные, — поВ контрасту сВ распространенной вВ мире популистской, краткосрочной политикой.
Государство как необходимое благо.В НаВ всем протяжении многовековой истории Китая времена благосостояния ассоциировались сВ просвещенным,В сильным государством. Вопреки американскому видению государства как необходимого зла, трансформацию Китая проводило просвещенное государство, нацеленное наВ развитие. Дэн Сяопин переориентировал старую систему Китая соВ стремления кВ маоистской утопии наВ продвижение модернизации. Китайское государство при всех своих недостатках способноВ сформировать национальный консенсусВ поВ вопросу модернизации иВ идти, разрабатывая новые технологии, кВ намеченным стратегическим целям (реформа банковского сектора, разработка возобновляемых источников топлива, стимулирование китайской экономики вВ условиях глобального спада иВ др.).
(Сравните с реализуемыми, а не декларируемыми программами президента и правительства России, с дискуссиями на ТВ. Не обсуждаются цели, пути и средства их достижения, развитие экономики инноваций. Вместо этого — вопли о гейропе, сказки про святые мощи, консолидация общества через агпессию — аннексию Крыма и войну в Донбассе. Страна тем временем погружается в нищету: 5 миллионов человек получают зарплату 7500 руб. в месяц!)
Эффективное управление важнееВ демократизации. Китай отвергает стереотипную дихотомию В«демократия против автократииВ» иВ считает, что характер государства (вВ том числе его легитимность) должен определяться его сутью, тоВ есть эффективностью управления, иВ оцениваться наВ основании того, насколько успешно оно справляется соВ своими функциями. Несмотря наВ пробелы вВ транспарентности иВ правовых институтах, китайское государство обеспечило самый быстрый вВ мире экономический рост иВ резко повысило уровень жизни населения.
(В этом оно солидарно с теми политологами, кто на данных статистики доказывает, что широкая демократизация часто приводит к власти диктаторов, к нищете народа в странах, где подданическая вождистская культура общества находится на уровне Средневековья. Примеры: Конго, Туркмения, Узбекистан, Россия.)
Легитимность как следствие результативности.В Пекин практикует этот принцип (хотя иВ неВ всегда успешно) вВ рамках своей политической системы, основываясь наВ конфуцианской традиции — меритократии (власть умных). Такие критерии, как результативность вВ искоренении бедности иВ вВ охране окружающей среды черезВ инновацииВ иВ новые технологии, являются ключевыми факторами карьерного роста чиновников. Лидеры Китая образованны, компетентны иВ испытаны наВ разных уровнях ответственности. (В России губернаторами назначают преданных президенту охранников.)
Выборочное обучение иВ адаптация.В Китай является светской культурой, вВ которой ценится умение учиться уВ других. Китайцы выработали замечательную способность кВ выборочному обучению иВ адаптации кВ новым вызовам, оВ чем свидетельствует то, насколько быстроВ Китай вошел вВ мир новых высоких технологий иВ занял вВ нем одно изВ ведущих мест. (В России — кризис науки и образования. Проекты типа В«СколковоВ» эффекта не дали.)
Гармония вВ разнообразии.В Пекин возродил этот древний конфуцианский идеал применительно кВ большому иВ сложному обществу. Отвергая политику конфронтации вВ западном стиле, власти упорно работают над тем, чтобы подчеркнуть общность различных групп интересов, смягчить социальные противоречия, связанные сВ быстрыми переменами, иВ создать систему социальных гарантий для всех.
В
Дайджест по материалам прессы
Фото: 26.06.2017. Высокоскоростной поезд нового поколения "Фусин" начал курсировать по маршруту Пекин - Шанхай. Ju Huanzong/ZUMA/TASS