В минувшую среду на заседании Басманного суда по делу о хищениях в рамках проекта В«Седьмая студияВ» судья Артур Карпов, среди прочих ходатайств, зачитал и просьбу Минкульта, который на этих слушаниях представляла заместитель начальника отдела судебной работы в нормативно-правовом департаменте министерства Елена Зайцева. В«Потерпевшая сторонаВ» (кавычить это словосочетание требуют не только наши представления о добре и зле, но и здравый смысл) ходатайствовала о продлении меры пресечения обвиняемым Серебренникову, Итину, Апфельбаум и Малобродскому. К петиции ведомства, отвечающего за развитие культуры в России, присоединилось и следствие. То, что в конечном итоге Басманный суд удовлетворил пожелания стороны обвинения, вряд ли можно признать сенсацией. Тут все наоборот – мы бы сочли за чудо, если бы суд вдруг смягчил обвиняемым меры пресечения. Но судья Карпов, который давно и прочно обосновался в В«списке МагнитскогоВ», отнюдь не добрый волшебник, а чудеса, если и случаются, то только не в таком гиблом месте, коим является Басманный суд. Под домашним арестом до 19 июля останутся художественный руководитель В«Гоголь-центраВ» Кирилл Серебренников и директор РАМТа Софья Апфельбаум, а бывший гендиректор В«Седьмой студииВ» Юрий Итин — до 24 мая. До 19 июня продлено пребывание под стражей бывшему генеральному продюсеру В«Седьмой студииВ» Алексею Малобродскому.
О том, что дело это шито не просто белыми, а какими-то вообще совершенно невидимыми нитями, писалось не раз. За все долгие месяцы следствия правоохранительные органы и прокуратура не предъявили ни суду, ни общественности ни одного хотя бы мало-мальски годного доказательства причастности обвиняемых к тем преступлениям, что им приписывают. Все доводы стороны обвинения строятся на показаниях единственного свидетеля, бухгалтера Нины Масляевой, которая согласилась сотрудничать со следствием. И больше в этом деле нет совершенно никаких следов преступной деятельности вышеозначенных деятелей культуры. Вопрос, почему власть в лице своих силовых подразделений (к которым в актуальных российских реалиях вполне правомерно приписать и суд) столь жестко расправляется с яркими представителями творческой интеллигенции (то есть атакует социальную группу, которую вряд ли можно было приписать к авангарду национального оппозиционного движения), вовсе не такой тривиальный, как кажется на первый взгляд. На него можно дать весьма лаконичный ответ – время пришло. Но можно и более развернутый.
В условиях схлопывания государства как функции его структуры, отвечающие за поддержание системы на плаву, вполне справедливо полагают, что единственный шанс еще какое-то время удерживать ситуацию под контролем – максимально дробить нацию, создавая точки напряжения и конфликта уже внутри самого гражданского общества. Чтобы не допустить сплочения разных слоев для решения общей задачи, которая формулируется весьма просто: как нам избавиться от режима, уверенно и целенаправленно двигающего страну в направлении пропасти.
Если то же дело Кирилла Серебренникова весьма эмоционально воспринимается и фактически однозначно оценивается представителями так называемого В«креативного классаВ», то за пределами этой социальной группы отношение к преследованию московских людей театра окрашено в совсем иные тона. Среди которых, например, банальное злорадство — В«как вас коснулось, так вы вон какой гвалт подняли!В» — вовсе не на последнем месте. Самый частый упрек, который сегодня доносится снаружи: В«У нас же всех так судят, что же вы только за своих вступаетесь?В» — хоть и лжив (потому что далеко не только В«за своихВ», и примеров тому тьма), но весьма популярен даже во вполне продвинутом сегменте Фейсбука. Но ужесточение позиции В«людей государстваВ» в отношении В«людей свободыВ» происходит и на более низком бытовом уровне.
Тот же самый судья Карпов, он же уже не просто сторонник В«курса ПутинаВ». Он – очевидный подельник преступного государства. Ему куда деваться? И десятки тысяч этих подельников в условиях явного ужесточения ситуации своих сограждан, находящихся по другую сторону идеологического рва, воспринимают нынче буквально как В«пятую колоннуВ» и В«пособников ЗападаВ», какими бы архаичными ни казались эти заимствования из драконовских времен. И на наших глазах сгущающаяся атмосфера российского гражданского общества является, возможно, основным достижением правящего режима. Впрочем, и она сегодня уже не является надежной гарантией его долголетия…
В
Фото: 1. Россия. Москва. 18 апреля 2018. Режиссер Кирилл Серебренников, обвиняемый в мошенничестве в особо крупном размере, перед началом рассмотрения ходатайства о продлении срока домашнего ареста, в Басманном суде. Михаил Джапаридзе/ТАСС
2. Россия. Москва. 18 апреля 2018. Бывший генеральный продюсер компании "Седьмая студия", бывший директор театра "Гоголь-центр" Алексей Малобродский, обвиняемый в хищении бюджетных средств, перед началом рассмотрения ходатайства о продлении срока ареста, в Басманном суде. Михаил Джапаридзе/ТАСС
3. Россия. Москва. 18 апреля 2018. Актриса Чулпан Хаматова (на втором плане) и художественный руководитель РАМТ Алексей Бородин (на первом плане) перед началом рассмотрения ходатайства о продлении срока домашнего ареста режиссеру Кириллу Серебренникову, обвиняемому в мошенничестве в особо крупном размере, в Басманном суде. Михаил Джапаридзе/ТАСС
4. Россия. Москва. 15 апреля 2018. Коллектив театра "Гоголь-центр" под руководством Кирилла Серебренникова (слева направо - художественный руководитель "Гоголь-центра" Алексей Кабешев, актер Один Байрон, помощнница Кирилла Серебренникова Анна Шалашова и актер Риналь Мухаметов), получивший специальную премию "За создание пространства творческой свободы и смелые поиски языка театральной современности", на торжественной церемонии вручения национальной театральной премии "Золотая маска" на Новой сцене Большого театра. Вячеслав Прокофьев/ТАСС