У историков и этологов противоположное восприятие автократических и тоталитарных государств. Для историка эти многоступенчатые иерархические образования — достижение разума, блестящей организации гениальных царей и полководцев. Они возвышаются над организациями прочих племен и народов, как египетские пирамиды над барханами песка. Для этолога — это примитивные, основанные на инстинктах самообразующиеся структуры, разросшиеся до гигантских размеров. И построили их не гении, а паханы.
Этологи показали, что люди, подобно своим предкам-обезьянам, всегда формируют мужскую иерархическую пирамиду. Это закон природы, наша генетическая программа. Противостоять ей невозможно. Люди могут образовать огромную по масштабам, но примитивную по устройству структуру соподчинения — авторитарную империю. Но она — не самое лучшее из того, что люди могли бы создать.
Неформальные иерархии всегда возникают в тюрьмах, армии, школах, детских домах. В тюрьме лидерами становятся паханы — уголовники с жаждой неограниченной власти. Пахан окружают себя В«шестеркамиВ» — слабыми людьми, подпевалами, которые исполняют его волю. Отмечено, что из-за неосознанного страха перед авторитарным правителем люди проявляют к нему подобострастие. Это такая особая В«любовьВ» к тирану. Она может быть ослепляющей. Авторитарных лидеров любят женщины и мужчины низких рангов в иерархии. Об этом свидетельствует любовь народов к царю, Сталину, Гитлеру, массовая поддержка Путина и других диктаторов и авторитарных лидеров на выборах. Лишь близкое окружение питает к ним скрытую неприязнь.
Люди относятся так к диктаторам потому, что это помогает им выйти из атмосферы страха. Щелк, и все: он во всем прав, он прекрасный человек и за искреннюю твою любовь сделает тебе приятное — убьет последним, а может, даже и пощадит. Жить становится легче, жить становится веселее… Когда Сталин приказывал расстрелять вчерашнего соратника, тот нередко умирал со словами В«Да здравствует Сталин!В».
Этологов интересовало, какие качества выносят диктаторов на вершину пирамиды власти. Оказалось, нужны агрессивность и настырность. Остальные качества не важны. Лидер может быть сильным или слабым физически, злопамятным или отходчивым, сообразительным или туповатым, заботиться В«о своихВ» или быть к ним равнодушным. Победа в стычках в любых иерархиях достается не более сильному, а тому, кто навязывает конфликт, умело угрожает, а сам легко выдерживает чужие угрозы. Таким настырным в школе уступают, потому что не хотят связываться. В них копится заряд нереализованной агрессивности и желания оказаться наверху. Став взрослыми, они начинают борьбу за свой ранг другими способами, действуя услужением, интригами, травлей и т.п. Если им удается захватить власть, они распоряжаются ею мерзко.
За редким исключением все авторитарные лидеры и диктаторы, цари и императоры ведут себя схожим образом. Власть им важна, но важен и престиж. У пирамид фараонов и роскошного особняка Дмитрия Медведева, у Зимнего дворца российских императоров и у огромных яхт наших олигархов — одна природа. Это первобытное престижное потребление, желание показать окружающим свое превосходство. Оно толкает их на сбор дани с тех, кто стоит на нижних уровнях иерархии. Так что корни эксплуатации рабов, крепостных и нынешних россиян, присвоение власть имущими денег из казны и доходов от экспорта нефти, газа и иных природных богатств страны надо искать во врожденном желании не только прорваться на верх пирамиды, но и продемонстрировать всем свое превосходство над простолюдинами.
Есть в наших генах и программа добивать тех, на кого укажет диктатор. Это тоже переадресованная агрессия, возникающая из-за страха перед ним и его В«шестеркамиВ». Агрессия переносится на тех, кто слабее нас. Если вчерашний начальник — сегодня обвиняемый, то его можно бить и поносить. Сколько проклятий сыпалось в адрес вчерашнего героя войны Тухачевского, когда Сталин решил В«зачиститьВ» всю верхушку армии. Десятилетиями позже от Хрущева требовали на собраниях расстрелять членов В«антипартийной группыВ». Этот инстинкт травли позволяет диктатору без особого риска подавлять любых нижестоящих в иерархии. Но часто люди травят поверженных не бескорыстно, надеясь, что начальство оценит их и повысит в должности.
Признать неизбежность иерархий для человеческих сообществ — не значит оправдать любые их формы. Ведь эта генетическая программа отбиралась природой для стада приматов, а не для цивилизованных людей. Избежать ужасов тирании можно лишь тогда, когда культура народа позволяет ограничить права иерархов. Одним народам это удается, другим пока нет. У жителей Древней Греции это получилось, там важнейшие решения принимались собранием граждан Афин. А у татаро-монголов власть хана в Средние века оставалась абсолютной, он мог убить любого. Такой же она была и у наследников орды — царей Московии.
Англичане в ходе Славной революции смогли почти бескровно заменить абсолютную власть королей на власть избираемого парламента, отражавшего интересы разных социальных групп. Во Франции не обошлось без кровопролитной революции. Но результат был один: закрепленную в генах программу авторитарной иерархии ограничили достижениями культуры, то есть перешли к выборности органов власти, реальному разделению властей, обеспечили независимый суд, гарантии собственности, прав и свобод граждан.
В России попытка декабристов ограничить самодержавие кончилась их казнью или ссылкой. Лишь в 1906 году на волне революции монарх даровал Государственной думе куцые права. Но не прошло двух десятков лет, как россияне покорно приняли диктатуру большевистского царя Сталина и его В«шестерокВ» — опричников из НКВД.
Но и сегодня, спустя без малого 100 лет, три четверти россиян считают авторитарную иерархию нормой, гарантирующей им стабильность в нищете (и миллиарды олигархам). Другой власти им не надо. Избираемый россиянами парламент имеет мизерный рейтинг. Выходит, что по уровню развития политической культуры, способной противостоять заложенной в гены корыстолюбивой властной иерархии, мы отстаем от Европы на сотни лет.
Зная, к чему приводит бесконтрольное образование иерархий, людям полезно входить сразу в несколько маленьких иерархий с разнообразными интересами. Важно, чтобы эти группы были независимы друг от друга и не создавали супериерархии. Ведь человек чувствует себя свободным, если может:
– не участвовать в иерархической структуре;
– участвовать во многих структурах и занимать разные иерархические ранги;
– свободно покидать любую из них;
– сам организовывать новую группу, соответствующую его интересам и представлениям.
Именно поэтому авторитарные режимы ограничивают разнообразие общественных объединений, но создают супериерархии вроде КПСС или партии В«Единая РоссияВ», стремясь контролировать их сверху.
Успешное развитие любой страны (Россия не исключение) зависит от того, сможет ли ее народ вместо авторитарной иерархии создать парламентскую республику, системы местного и регионального самоуправления, обеспечить гарантии прав и свобод граждан. Ведь именно их инициатива и предприимчивость, не стесненные произволом власти, служат двигателем прогресса. Тем, кто понимает эту аксиому, уместно задать вопрос: как же преодолеть стремление россиян иметь иерархию с царем-президентом во главе?
Фото: кадр из фильма "Джентельмены удачи"