Дайджест статьи: Михаил Ямпольский. В стране победившего ресентимента // COLTA.RU. 6.10.2014
Изменение сознания широких масс россиян за последние десятилетияВ внушает ужас. Происходит вулканический рост агрессивностиВ и отказ от признания реальности, погребенной под идеологическими фантазиями. Подобные явления обычно списывают наВ обработку народа официальной телевизионной пропагандой. Это многое объясняет, но не все. Не любое общество можно распропагандировать в короткие сроки и до такого состояния. Чтобы пропаганда была эффективной, она должна соответствовать бессознательным устремлениям населения.
Фридрих Ницше называл ресентиментом чувства, характерные для рабов и крепостных, которые, в силу своего положения, ничего не могут изменить в окружающем мире. В«Моральное восстание рабов начинается с того, что ресентиментВ становится творческим и порождает ценности: это мораль существ, которые не способны к реакции, выразившейсяВ в поступке. И рабы вознаграждают себя воображаемой местью. В то время как всякая благородная мораль произрастает из торжествующего “Да”, сказанного самому себе, мораль рабов с самого начала говорит “Нет” “внешнему”, “иному”, “чужому”. Это “Нет” и оказывается ее творческим деянием... Для своего формирования мораль рабов всегда нуждается, прежде всего, в противостоянии с внешним миром, говоря языком физиологии, нуждается во внешних раздражениях, для того чтобы действовать. Ее В акции исходно является реакциейВ» (Фридрих Ницше В«К генеалогии моралиВ» 1887).
Если мир не поддается физическому воздействию, то рабы уничтожают его в своем воображении. Просто отрицают его существование. Ницше указывал на связь ресентимента с религией рабов – с христианством, которое в отличие от язычества, мыслилось в категориях райской утопии. Точно так же коммунистическая утопия вписалась в стратегию ресентимента, ориентированную на отрицание реальных рыночных отношений, сложившихся В между людьми.
Отказ от реальности в современной России связан с чувством беспомощности людей, не способных изменить жизнь своей страны и даже своей семьи. Власть, защищаемая национальной гвардией и прочими силовиками, кажется непоколебимой. СМИ только подбрасывают сказки и суждения о В«происках ЗападаВ», которые усиливают В В«рабскийВ» негативизм, как-то помогает людям преодолеть чувство своей В униженности.
Особенность российской ситуации в том, что все общество, от Путина до последнего стрелочника, является носителем ресентимента (как воображаемой мести) всему В развитому миру. Для Путина его истоком является непризнание его и России равными и уважаемыми игроками на мировой арене. Для простого гражданина – его беспомощность перед лицом полиции, чиновников, судов и бандитов. Ресентиментные фантазии власти вошли в резонанс с ресентиментными фантазиями обывателей.
Авантюра на Украине стала не агрессией, нарушившей международный договор о ядерном разоружении Украины и неприкосновенности ее границ, а В«благородной войнойВ» против воображаемых фашистов. Международная изоляция превратилась во В«вставание с коленВ», утверждение России в ранге В«великой державыВ». Упадок экономики и падение доходов населения – В«ростом стабильностиВ». И даже люди, далекие от фантазий воображаемой мести, но напуганныеВ трагическими изменениями в нашем обществе, пытаются отрицать реальность или закрывать на нее глаза. Ведь сами они не в силах ничего изменить. Наше общество сегодня в состоянии тяжелой болезни.
В Потеря реальности и кризис институтов
Российская власть в лице Путина, виновная в отчуждении граждан от любой формы влияния на события и решения, оказывается не жертвой происходящих психологических метаморфоз, а их выгодоприобретателем. Отчуждение граждан от воздействия на реальность происходит на двух уровнях и связано с кризисом институтов. Для обывателей В кризис выражается в извращении функций правоохранительных органов и суда. Они уже не защитники от правонарушителей, а сами преступники или их соучастники, разгоняющие мирные митинги протеста, подвергающие В заключенных пыткам и назначающие сроки по надуманным обвинениям. Кризис наглядно проявляется и в разрушении привычных для обывателей систем образованияВ и здравоохранения.
На другом уровне кризис проявляется в постепенном обессмысливании национального суверенитета. В условиях глобализация экономики такая тенденция характерна для всего мира. Над национальными территориями и суверенитетами движутся капиталы, товары, идеи, услуги и т.д. Глобализация принесла не только доходы, но и сложнейшие экологические, миграционные и финансовые проблемы. Решать их должны политики, чья власть простирается лишь на ограниченной территории их страны и над ее населением. Отсюда системный кризис институтов, тесно связанных с национальным суверенитетом. Отметим, что национальные В институты сегодня все более беспомощны во всех странах.
Российские власти, с одной стороны, хотят извлекать пользу из глобализации экономики, с другой – пытаются решать глобальные проблемы с помощью национальных институтов. Они наивно пытаются противопоставить мировым экономическим санкциям крайне неэффективные контрмеры, основанные на самоизоляции и импортозамещении. Как можно успешно развиваться нефтедобывающей стране, не имеющейВ технологий глубокого наклонного В бурения? Как можно развивать электронику и вычислительную технику, интернет в отрыве от развитых стран?
Разочарование в суверенных институтах, ощущение их бессмысленности оборачиваются отказом следовать правовым нормам и процедурам на всех уровнях. Это видно на примере российской Госдумы – послушного псевдо парламента, принимающей людоедские законы, вроде закона Димы Яковлева. Это проявляется в стремлении местных властей В«кошмаритьВ» бизнес, собирая с него непосильные откаты. В итоге ресентимент становится В«антиполитикойВ», классическое проявления которой – война, отвращение к любым формам гражданской активности и закону. Печально, но в России эта тенденция проявляется и в массах, и в В руководство страны. Попробуйте расспросить прохожих, что они знают о своих конституционных правах...
Как показывает опыт фашисткой Германии, В«антиполитикаВ» чревата ростом национализма и популизма, которые легко вырождаются в диктатуру и ведут к культу харизматического лидера, харизма которого питается явным и неявным нарушением Конституции, права, международных норм. У народа возникает парадоксальная иллюзия, будто национализм может решить наднациональные проблемы, а харизматический лидер страны способен решать проблемы, в которых увязали неэффективные бюрократические демократии. Национализм и популизм сегодня опереточны (как российские казаки) и неэффективны. Это отрицание реальности, но оно закрепилось в головах россиян.
Самый опасный продукт В«антиполитикиВ» – В«государственность без государстваВ». Органы власти вроде бы имеются, чиновники получают высокие зарплаты, но они не способны решить даже проблемы свалок и утилизации бытовых отходов, не говоря о достижении мировых темпов экономического роста. Происходит деградация экономики, общества, государства.
В«АнтиполитикаВ» – не просто результат кризиса государства, а продукт ресентимента – воображаемой мести, свидетельствующей о В неспособности нашего народа и нашей элиты сегодня действовать позитивно. В«АнтиполитикаВ» - это агрессивная реакция на внешний мир. Решения лидера страны проистекают не из законов и Конституции, а из его личного В«нравственногоВ» чутья, в котором проявляется его абсолютная суверенность. Он принимает решения не на основании подписанных Россией соглашений, а исходя В«из В чувства справедливости: спасти русских от украинских притеснений, исправить несправедливость, совершенную Хрущевым в 1954 году. Его В«моральнаяВ» политика при таком развороте просто В игнорирует правовые нормы.
В Тотальная ложь как принцип политики
Когда политика государства строится на тотальной лжи или отрицании очевидных фактов, возникает особый тип политики, которую успешно проводили Гитлер и Сталин. Ложь никогда не относилась к смертным грехам, она заняла негативное место в европейском сознании только с возникновением современной науки, претендующей на абсолютное знание объективной истины (с XVI–ХVII веков). Политика же никогда не обходилась без лжи.
Ситуация изменилась с изобретением рекламы, тотальной пропаганды и современных медиа. Стали возможны проекты конструирования мира в соответствии с воображением политиков. Стираются различия между ложью и реальностью. В массовом сознании происходит сдвиг, факты утрачивают реальность, даже смерть людей кажется чем-то мнимым… Такая метаморфоза сознания ведет к снижению гражданской активности, нарастанию в обществе инертности и безразличия.
Характерный пример. В 1971 году были обнародованы секретные документы, касающиеся войны во Вьетнаме. Из них следует, что Америка не преследовала материальных выгод для себя – ни приобретения новых территорий, ни экономических преимуществ. Она хотела утвердить образ В«величайшей силы на ЗемлеВ», В«непобедимого защитника свобод и демократииВ». ХотяВ никто и не оспаривал американского могущества. Полная несогласованность войны с реальностью обернулось поражением сверхдержавы от армии отсталой аграрной страны.
Нечто подобное происходит сегодня в России. Тотальная ложь породила у народа В веру вВ фантазии. Власть, утратившая связь с реальностью, не способна решать насущные проблемы, она ввергла страну в саморазрушение государства и общества. Эти жертвы приносятся ради В«сохранения лицаВ» и создания образа В«несокрушимой силыВ», В«нам все санкции и весь мир нипочемВ». А угодливые СМИ делают все, чтобы загипнотизировать этим тех, кто того жаждет. Как остановить этот процесс, не доведя его до логического конца, к которому пришел Гитлер?
В
Дайджест подготовил Петр Филиппов
Фото: Руслан Шамуков/ТАСС