Итоги года. Симфония гудков
О русских форумах в Европе
Этой осенью Будва, Прага и Вильнюс приняли сотни В«глобальных русскихВ», живущих в России и вне, – художников, политиков и экспертов. При всей несхожести этих встреч, их роднили цели: свобода, творчество и благо страны.
Гудок – сигнал тревоги
Осень была неспокойной. Сбитый ИЛ-20. Атаки на Израиль. Поставки Сирии систем С-300. Маневры В«Восток-2018В». Захват украинских судов. Арест Льва Пономарева. Ту-160 в Венесуэле…
Таков фон пяти русских форумов, прошедших в минувшие три месяца за рубежом. Это не удивляет. Неприязнь властей к инакомыслию уже почти два века мешает россиянам обсуждать острые проблемы дома. Да и организаторы – Марат Гельман, Гарри Каспаров, Антон Литвин, Жанна Немцова и Михаил Ходорковский – живут вне России.
Фестиваль В«СловоНовоВ» прошел в Будве. Kulturus, В«Немцов-форумВ» и конференция В«Открытой РоссииВ» – в Праге. В«Форум свободной РоссииВ» – в Вильнюсе. В
Его открыла В«Симфония гудковВ». Марат Гельман и Сергей Хисматов привезли туда это сочинение, где в странной гармонии слиты сигналы, звавшие на старте В«ревущих 20-хВ» к переменам в стране и мире.
Сто лет спустя участники русских форумов хотят жить в мире более спокойном и свободном. И в России, повернувшей от архаики – к развитию; от военной бравады – к миру; от неизменного штыря власти – к ее ротации. В этом едины правозащитник Ольга Романова, медиа-эксперт Василий Гатов, депутат Илья Яшин, писатель Борис Акунин и сотни других участников этих встреч.
Искусство свободы
Для художников (во всех смыслах слова) пространство и инструмент перемен – это искусство. В сентябре на В«СловоНовоВ» в Будву прибыли гости из Берлина, Лондона, Праги и других городов Европы.В Фестиваль провел комитет, созданный Маратом Гельманом при поддержке спонсоров – Олега Репса и Нейла Эмильфарба, пригласившего художников в стильный туристский комплекс В«ДуклейВ».В
В«Русское искусство, – считает Марат, – так далеко распространилось за пределы России, что теперь сравнимо с английским и испанским, что давно и свободно преодолели рубежи стран-прародительниц и повлияли на развитие культуры всего мираВ».
В России быть свободным – искусство особое. А общаться художникам легче там, где не запрещают концерты, не льют на картины мочу и не вешают на творчество замок В«традицииВ». Что ж странного, что они едут в Будву? И в Прагу – к Антону Литвину на фестиваль Kulturus. В
Его девиз этого года – Ruska Laska – В«Любовь по-русскиВ». Эмблема – вилы работы Василия Слонова, с пиками в виде букв L, O, V и Е. Дизайнер Петр Банков соединил любовь и вилы на плакате форума. Спонсором стало издательство Artguide Editions и его основатель Данила Стратович.
Среди гостей Kulturus’а разных лет Лев Рубинштейн, Артемий Троицкий, Виктор Шендерович и еще сотни людей из пограничья искусства и политики. Это – очень разные миры. И проблемы между ними возникают, когда политика врывается в искусство, чтобы покорить художника. А тот в ответ обнажает смычок, кисть, перо и дает отпор – едет на фестиваль. В Будву. Или в Прагу. Либо – на форум в Вильнюс.
В«Здесь впервые была сильно представлена тема “культурного сопротивления”, – считает Александр Морозов, модератор секции В«Россия и Украина: сценарии будущегоВ» на В«Форуме свободной РоссииВ», содиректор Центра Бориса Немцова в Карловом университете. – Ее открыл знаменитный литовский поэт Томас Венцлова. А люди были из многих стран. В России давление на общество усиливается, а участие в таких встречах расширяетсяВ».
Яркий В«арт-контекстВ» – черта форумов этого года.
Триумфально выступал в Вильнюсе поэтический дуэт Александра Дельфинова и Динары Расулевой. Гремел техно-поэтри-арт-перформанс Василия Шумова – проекция на экран диких цитат из новостей и речей российских политиков под мощный электро-бит. Радовали работы Константина Еременко и инсталляция В«Пора валитьВ» – толпа дорожных сумок. А обложки журнала В«ИтогиВ» смотрели со стен как археологические находки эпохи сгинувшей политики.
Гражданский драйв
Но политика не сгинула. Во всяком случае, судя по выступлениям на форумах Немцова и В«Открытой РоссииВ» в Праге в октябре и ноябре. Она в России есть. Просто со времен В«ИтоговВ» изменилась.
Итог печален. Делегаты говорят о постоянном сужении сферы свободных и безопасных действий граждан, требующих честных выборов, ротации власти, свободы слова и устройства жизни на основе демократических ценностей.В
А эксперты в ответ – о В«расколе элитВ». О В«молчаливом большинстве, которого нетВ». Об опасности введения государственной идеологии, создании системой В«нового человекаВ», делении России В«по линии ценностей на “Европу” и “султанат”». Об отношениях с Украиной и Западом В«после того, как…». О В«деградации государства и нестабильности при переходе к экономике разнообразия и человеческого капиталаВ». Которой боссы экономики откатов не ждут. А те, что ждут, готовы с ней биться. Ведь человеческий капитал для них – странная причуда.В
Как и гражданское общество. О нем часто говорят на форумах и цепко держат в поле зрения. Так как многие считают его структуры – то есть организованных, ответственных и деятельных граждан – социальной базой демократизации. Но для этого нужен мощный драйв. А он требует методичной подготовительной работы.
В«Русофобы не унываютВ»
Так обобщил настроение на форумах Первый канал. А В«отстрелялисьВ» все федеральные. И даже больше.
Я тоже не заметил уныния. Как, впрочем, и русофобов.
Впрочем, что толку в наши дни говорить об объективности теленовостей?
Кого из участников зарубежных русских форумов мог удивить рассказ В«Вестей неделиВ» про то, что в Вильнюсе В«сочиняют очередной санкционный списокВ», В«строчат доносы в ВашингтонВ» и доклады В«о проделанной работеВ»? Как и слова РЕН-ТВ о том, что они В«собрались в Праге обсуждать нашу с вами судьбуВ».
В таких продуктах из раза в раз используются два клише. Первое: В«русофобыВ» живут В«в дорогих отеляхВ», пьют В«дорогие напиткиВ», тусуются на В«светских раутахВ». Второе: В«ониВ» даже едят тайком, прячутся, грозят.В
Клише про дорогие отели – для завистливых. Про тайны и угрозы – для драчливых. Оба мобилизуют агрессивный инстинкт. Это – азы пропаганды.
Как и В«нарезкаВ» выступлений. Нарежут, и вот докладчик кричит: В«Россия – абсолютное зло!В» Хотя говорит он не о России как таковой, а о той, где нет несвободы.
В поисках жанра
Кстати, говорили и о пропаганде. Например, что В«она не всегда ложь, но всегда – злоВ». Меж тем, это ремесло или, если хотите, искусство, способное творить как зло, так и благо. В зависимости от поставленных перед ним целей.
Цели трех форумов, которые можно назвать политическими, с одной стороны –отличались, а с другой – были схожи. Организаторы В«Форума НемцоваВ» видят своей задачей В«поиск новых стратегийВ». В«Открытая РоссияВ» намерена В«разработать сценарий возможного будущего России без опоры на нынешнюю власть, выработать форматы, идеи и подходыВ». Ожидалось, что в Вильнюсе группа Андрея Илларионова предложит В«модель будущегоВ», над которой в закрытом режиме работала с мая.
По итогам встреч видно: разработка стратегий, сценариев и моделей – дело будущего.
Впрочем, на форуме В«Открытой РоссииВ» прозвучал доклад, полностью посвященный этой теме. Михаил Ходорковский изложил по пунктам свое видение новой России. Крайне кратко: главенство права, демократия, сильное правительство, сильная армия, сильный большой бизнес, развитие мегаполисов, добрые отношения с Западом. Россия – страна хороших университетов, хороших дорог, высоких технологий.
Это – тезисы проекта политической программы. Удастся ли развернуть их в стратегический документ? Сколько времени потребует подготовка других В«моделейВ», В«стратегийВ», В«сценариевВ» и В«маршрутовВ»? Подходит ли для этого жанр форума?
Вопрос серьезный. Один из участников конференции В«Открытой РоссииВ» сообщил, что В«демократия не для того, чтобы что-то решать быстроВ», но, думаю, можно ожидать, что результаты будут. Интеллектуальный ресурс для этого есть. В числе участников встреч немало политиков с опытом, ярких медиа-персон и сильных ученых.
Превратят ли они несколько сыгранных на форумах разных партитур в симфонию? Интрига, однако.
В
В Фото из открытых источников и соцсетей.