В минувшие выходные в КВЦ В«СокольникиВ» прошел инициированный Преображенским братством традиционный фестиваль В«Преображенские встречиВ», собравший людей разных возрастов, профессий и социального положения. Всего в работе форума, посвященного теме В«Время мираВ», приняли участие более трех тысяч человек из России, Франции, Германии и других стран.
Разнообразие тем, подходов, интересов и взглядов участников создавало многоцветную, трудно поддающуюся описанию картину. Вот лишь одна из красок этого узора. На пленарном заседании возникла напряженная дискуссия о современном состоянии нашей страны, Церкви и общества. Например, известный правозащитник Светлана Ганнушкина говорила о пробудившейся совести молодого поколения, которую хотят заставить замолчать. Она предложила провести В«ликбезВ» по правам человека для сотрудников Росгвардии и рассказала о молодых волонтерах, работающих в правозащитных организациях за мизерную зарплату. Эти люди — гордость страны, они знают несколько языков, освоили разные профессии и могут легко найти применение своих профессиональных навыков заграницей. В«Главное — не потерять молодежьВ», — подытожила она свое выступление.
Известный церковный историк из Санкт-Петербурга протоиерей Георгий Митрофанов дал оценку советского периода. Он признал, что большинство народа сделало выбор в пользу большевиков, но этот выбор оказался ложным. Он привел к трагедии, которая обусловила глубокую внутреннюю и внешнюю деградацию России. Оценивая нашу перспективу, Митрофанов представил будущую Российскую Федерацию как конгломерат В«Московской Руси, Советского Союза и какой-то страны Третьего мираВ». В«Мы живем в стране нераскаянных каинов, наш народ оказался одним из самых дехристианизированных народов современного мираВ», — отметил священник.
Возникшие на пленарном заседании темы с новой силой зазвучали на секциях, которых было больше двух десятков. Назовем только некоторые из них: В«Христиане в политикеВ», В«Помнить войну ради мираВ», В«Гражданская война закончена?В», В«Диалог поколений оXXвекеВ», В«Правда ради будущегоВ».
Интересна была и вечерняя программа: выставка плакатов В«Мир вамВ», концерт фолк-ансамбля В«ВеретенцеВ», премьера фильма В«Человек, который слышалВ». И, как бы в продолжение пленарки, открытая лекция о преодолении трудного прошлого социологов Григория Юдина и Дарьи Хлевнюк.
Выступающие, в частности, представили результаты своего исследования по диагностике состояния российского исторического сознания. Исследование опирается на многочисленные интервью, взятые у историков, музейщиков, краеведов в разных регионах России.
Ученым удалось выяснить, что память существует как бы в двух форматах. С одной стороны — государственная память, история строительства и побед, на которую государству денег не жалко. В качестве иллюстрации авторы привели здесь масштабный проект митрополита Тихона (Шевкунова) В«Россия — моя историяВ». Но в противовес триумфализму существует и вторая память. Она живет в семейном предании, в частных письмах, в архивах. В последнее время даже возникла мода на знание истории своей семьи. (Здесь в скобках стоит заметить, что на форуме была развернута выставка семейных фотографий, как раз подтверждающая слова докладчиков.)
Государственная память сегодня становится все более агрессивной, исключающей любые разногласия. Вторая память является ее естественной альтернативой.
После доклада состоялся живой разговор, прозвучали вопросы разной направленности. В частности, автор этих строк поинтересовался: как быть с имперским компонентом второй памяти? Ведь слово В«империяВ» далеко не всегда имеет негативные коннотации. Например, защитники русских школ в Прибалтике напоминают о том, что до революции в Российской империи такие школы существовали.
Четкого ответа, правда, услышать не удалось.
На площадке В«Места памятиВ» директор мемориального центра В«БутовоВ» Игорь Гарькавый, председатель фонда В«Последний адресВ» Сергей Пархоменко, исследователь мемориальной культуры Николай Эппле, историк Игорь Корпусов и художник Виктор Лебедев обсуждали, как меняется в наше время не только само понятие В«памятникВ», судьбу мемориальных объектов в нынешней России, но и как можно работать с самосознанием общества, чтобы в головах граждан выстраивалось понимание, что делать сегодня с нашим вчера.
Наверное, нет смысла продолжать дальше рассказ. Потому что было много всего. И много всего интересного.
Но об одной вещи все-таки стоит сказать. Завершая работу фестиваля, духовный попечитель Преображенского братства свящ. Георгий Кочетков снова поднял тему народного покаяния, без которого корни зла, выращенного в советскую эпоху, продолжают расти. О покаянии сегодня трудно говорить, ведь оно касается всех страт общества, всех этносов, ответственных за революционные события. Но говорить необходимо, считает о. Георгий.
Конечно, отдельный человек — независимая личность, и что ему за дело до, допустим, прадеда-чекиста? Но есть ведь и другая логика: если мой родственник, пускай и самый-самый дальний, кого-то убил, сделал несчастным, это задевает всех членов семьи.
Вторая память, думается, может как-то помочь всем нам взглянуть более серьезно на этот вопрос.
Фото: Страница "Преображенское содружество малых православных братств" в ФБ.