В конце марта в Славянском правовом центре состоялась презентация доклада Информационно-аналитического центра "СОВА" В«Проблемы реализации свободы совести в России в 2020 годуВ».В
В докладе затронута тема репрессий в отношении религиозных меньшинств, проанализированы новые законодательные инициативы, направленные на ограничение религиозной свободы; а также
особенности религиозной жизни в условиях борьбы с пандемией COVID-19.
В презентации принимали участие автор доклада эксперт Центра "СОВА" Ольга Сибирева, директор Центра Александр Верховский, религиовед, доцент кафедры истории религий РГГУ Борис Фаликов и другие.
В 2020 году сохранился государственный курс на дискриминацию религиозных меньшинств.
Уголовное преследование Свидетелей Иеговы за продолжение деятельности экстремистской организации, де-факто – за гарантированное Конституцией право коллективно исповедовать свою религию, продолжилось. Количество вынесенных им приговоров по сравнению с 2019 годом увеличилось с 18 до 25, при этом 13 человек были приговорены к реальным срокам лишения свободы. Возбуждались, хоть и в меньшем количестве, чем годом ранее, новые уголовные дела. Всего с момента запрета централизованной и местных организаций в 2017 году уголовному преследованию подверглись более 400 верующих. Регулярно сообщается о применении к задержанным Свидетелям Иеговы физического насилия.
Уголовному преследованию подверглись представители еще нескольких религиозных организаций – Церкви последнего завета, Саентологической церкви, церкви Летающего макаронного монстра, а также православной общины В«непоминающихВ» в Псковской области. Им были предъявлены разные обвинения, однако количество этих инцидентов и явная избыточность примененных в этих делах мер позволяет усматривать спланированную властями кампанию давления.
Продолжилось и административное преследование верующих и религиозных организаций. Тенденция к сокращению количества административных дел за В«незаконноеВ» миссионерство, отмеченная нами годом ранее, к сожалению, не сохранилась, а регулирующие миссионерскую деятельность поправки из В«пакета Яровой – ОзероваВ» чаще, чем раньше, применялись к верующим В«традиционных религийВ»: в первом полугодии число подвергшихся наказанию за это правонарушение мусульман превзошло число протестантов. Однако и эту особенность ушедшего года можно рассматривать как часть политики давления на религиозные меньшинства, поскольку преследованию среди мусульман подверглись в основном те организации в Крыму, которые отказались признать юрисдикцию пророссийского Духовного управления мусульман.
Для давления на религиозные организации конструировались новые основания на уровне законодательства. Поправки в закон В«О свободе совести и о религиозных объединенияхВ», внесенные в 2020 году и принятые уже в 2021-м, усложнят жизнь всех религиозных объединений. В частности, поправки обязывают священнослужителей и сотрудников религиозных организаций, получивших духовное образование за рубежом и впервые приступающих к религиозной или миссионерской деятельности в России, получать дополнительное профессиональное образование либо в духовных учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию по программам государственно-конфессиональных отношений, либо в федеральных вузах, перечень которых еще не определен. Помимо того, что эта норма откровенно дискриминирует религиозные организации, не имеющие духовных школ в России, нечеткость формулировки оставляет простор для злоупотреблений в ходе правоприменения.
Возможность для злоупотребления в правоприменительной практике оставляет также замена термина В«членыВ» (религиозной группы) на В«участникиВ», хотя для христиан значимо понятие В«член церквиВ». Кроме того, вводится запрет на участие в религиозных группах лицам, включенным в перечень Росфинмониторинга, что прямо противоречит конституционному праву на совместное с другими исповедание своей религии.
Религиозным организациям по-прежнему нередко приходится сталкиваться с трудностями при использовании имеющихся зданий, протестантским церквям чаще, чем другим организациям.
Строительство новых храмов, в первую очередь православных, остается источником напряженности в обществе, но уровень этой напряженности не возрос относительно 2019 года. Большая часть связанных со строительством конфликтов, как и годом ранее, происходила в регионах, а причиной недовольства местных жителей по-прежнему служили неудачный выбор участка для возведения храма и нарушения при проведении общественных слушаний либо отказ от них. Власти реже, чем годом ранее, отказывались от строительства под давлением общественности, но и случаев откровенного игнорирования мнения горожан было немного: как правило, удавалось найти компромиссное решение.
Уголовное и административное преследование за В«оскорбление религиозных чувствВ» было еще менее активным, чем год назад. Активность общественных защитников В«чувств верующихВ» на фоне связанных с COVID-19 ограничений также оставалась низкой. Большинство выступлений в защиту этих чувств было инициировано несколькими группами верующих, не первый год активных на этой почве. Как и годом ранее, случаев, когда власти или организаторы культурных событий, к которым у В«православных активистовВ» возникали претензии, безоговорочно шли на уступки, практически не было: чаще всего конфликты разрешались путем компромисса.
Противоэпидемические ограничения существенным образом не повлияли на ситуацию со свободой религии, однако выявили существующие внутренние проблемы религиозных организаций. Еще одним важным моментом стали изменения в отношениях Русской православной церкви с государством: именно в РПЦ голоса против ограничения посещения богослужений мирянами звучали громче всего.
Уровень религиозно мотивированного насилия, как и в предыдущие годы, оставался низким, однако диффамация религиозных меньшинств в масс-медиа, направленная, как и раньше, прежде всего на протестантов и последователей новых религиозных движений, по-прежнему остается серьезной проблемой.
В целом, можно констатировать, что свобода совести в 2020 году еще больше ограничивалась властями, но меньше – негосударственными акторами.