Преимущества своевременной капитуляции. Декларация о человеческой природе императора. Денацификация и демилитаризация по-японски. Вестернизация японской культуры и образа жизни. Люстрация по-японски.
Среди всех стран, сумевших избавиться от тоталитарного прошлого, Япония продемонстрировала наиболее поразительный результат цивилизационного, экономического и культурного скачка. Этот прыжок был обеспечен в том числе четырьмя особенностями выхода японского общества из тоталитаризма, существенно отличающими этот выход от того пути к свободе, которым шли европейские страны, выбиравшиеся из фашистского прошлого.
1. Преимущества своевременной капитуляции
В заключительный период Второй мировой Японию вполне могла ждать судьба Германии, которая была разделена на зоны оккупации, превратившиеся в две совершенно разные страны с диаметрально противоположным социально-экономическим и политическим устройством. В США был разработан общий план раздела Японии с разделением страны на зоны ведения боевых действий и оккупации, а у СССР имелся оперативный план советской оккупации согласно приказу, отданному главнокомандующим советскими войсками на Дальнем Востоке маршалом Василевским. Все эти планы составлялись на случай сопротивления. В связи с Актом капитуляции Японии реализация данных планов не потребовалась, оккупация Японии западными войсками состоялась без кровопролития.
Министр иностранных дел Японии Мамору Сигэмицу подписывает акт о капитуляции Японии на борту американского военного корабля USS Missouri под наблюдением генерала Ричарда К. Сазерленда[en], 2 сентября 1945 года.
Благодаря этому Японии удалось, в отличие от Германии, сохранить единое государство, опираясь на помощь США, достаточно быстро восстановить экономику и в 70-е годы стать второй экономикой мира, вестернизироваться, встроиться в международное разделение труда на наиболее выгодных для себя условиях, войдя в т. н. В«золотой миллиардВ» самых процветающих стран с парламентской демократией, рыночной экономикой и высоким уровнем жизни.
Итак, первый японский урок выхода из тоталитаризма – это урок В«правильнойВ» и В«своевременнойВ» капитуляции.
2. Декларация о человеческой природе императора. Денацификация и демилитаризация по-японски
В основу плана послевоенной трансформации Японии лег документ, подготовленный государственным департаментом США, под названием В«Основные принципы политики США в отношении Японии в начальный период оккупацииВ». В документе говорилось о демилитаризации Японии, ликвидации идеологии милитаризма и агрессии и обеспечении развития мирной экономики.
Особенности денацификации и демилитаризации Японии вытекали из особенностей японского тоталитаризма. Японский нацизм, в отличие от нацизмов европейских народов, имел ярко выраженную мифологическую и религиозно-мистическую основу. Все японцы считались порождением божественных духов природы — ками, все же остальные народы, согласно мифу, образовались позднее. Территориальная экспансия Японии оправдывалась цитатой из древнейшего сборника священных мифов Нихон-сёки: В«Восемь углов мира под одной крышейВ». Эта цитата японской пропагандой была превращена в милитаристский политический слоган Японии и стала идеологическим оправданием агрессии Японии против других народов, подтверждавшим её претензии на мировое господство. Синтоизм был важной частью идеологии милитаризма. Взращённая на религии империя поддерживала тоталитаризм и национализм, так как, следуя синтоизму, император — потомок богини Аматэрасу, значит неповиновение ему карается богами. В такой духовной обстановке народ легко принял тоталитаризм.
Поэтому условием денацификации и демилитаризации Японии стала ее секуляризация. В декабре 1945 года на основе директивы оккупационных властей синтоистская религия была отделена от государства, а в новогоднем обращении к народу в 1946 году император публично отрёкся от своего В«божественного происхожденияВ». Это была В«Декларация о человеческой природеВ» — документ, в котором японский император объявлял о своей человеческой, а не божественной природе.
Вот прямо так и сказал: В«Связи между Нами и Нашим народом всегда строились на взаимном доверии и привязанности и не зависят от каких-то легенд и мифов. Они не определяются ложным представлением о том, что император будто бы обладает божественной природой, а японский народ превосходит прочие расы и предназначен для мирового господстваВ».
Демократизация и демилитаризация Японии сопровождались роспуском японской армии, ультранационалистических и фашистских организаций, отменой целого ряда репрессивных законов, в том числе Закона об опасных мыслях, ограничений свободы слова, печати, собраний. Были ликвидированы тайная полиция, Министерство внутренних дел, Военное и Морское министерства, которые в прошлом наиболее ярко воплощали в своей деятельности антидемократический, милитаристский характер японской политики.
3. Вестернизация японской культуры и образа жизни
Американская администрация целенаправленно занималась вестернизацией японской культуры и образа жизни. Фактически шло прямое насаждение американской культуры и американского образа жизни. При штабе оккупационных войск было создано Управление гражданской информации и просвещения, в функции которого вошло руководство различными областями культуры и пресечение проявлений идеологии японского милитаризма. Отдел гражданской цензуры (Минкан дзёхокёку) занимался цензурой всех форм информации — книг, фильмов, радиопередач, корреспонденции и т. д.
В октябре 1945 года была издана директива, определявшая принципы, которыми следовало руководствоваться японскому кинематографу: отказ от идеи японского милитаризма, стимулирование либерального движения и создание условий, при которых исключается новая угроза миру со стороны Японии. Для осуществления этого распоряжения в декабре 1945 года была создана Федерация кинопродюсеров. Ещё раньше, в ноябре, был определён список из 277 старых фильмов, которые было запрещено демонстрировать из-за их направленных на пропаганду националистских и милитаристских идей.
4. Люстрация по-японски
Кадровая политика послевоенной Японии была декларирована как политика денацификации, демократизации государственного аппарата. Но чистка страны от военных преступников была косметической и не привела к существенным изменениям в кадровом составе государственного аппарата. Из 300 с лишним тысяч чиновников подверглись В«чисткеВ», то есть были отстранены от должности, лишь 1129 человек, из них менее 200 принадлежали к верхушке японской бюрократии.
На Токийском процессе перед трибуналом наряду с другими главными военными преступниками предстал некий аналог Юлиуса Штрейхера, Сюмэй Окава, философ и публицист, идеолог японского милитаризма. Но он был признан невменяемым и исключён из числа подсудимых…
Японский путь к свободе, демократии и процветанию – один из самых успешных, и к некоторым В«ноу-хауВ», которые японцы использовали для избавления от груза тоталитарного прошлого, нам, в России, стоит присмотреться…
Фото: ru.wikipedia.org и pixabay.com
.