Народы различаются по своей культуре. И в наше время есть народности, так и не освоившие письма. Но даже если грамотные представителиВ конкретного народа владеют письменностью ужеВ несколько сотен лет, то это еще не значит, что культура этого народа находится на уровне развитых стран. Ведь об уровне говорит не столько умение прочитать инструкцию по управлению импортным автомобилем, сколько права граждан в их взаимоотношениях с органами власти.
В странах, где президент по своему положениюВ и реальным полномочиям мало чем отличается от средневекового монарха, культура народа остается на средневековом уровне. Если царь-президент приказал завоевывать соседнюю страну, то его подданные готовы умирать, исполняя этот приказ. А уж о защите гражданами своих интересов в споре с органами власти, о контроле В«снизуВ» за работой чиновников в странах с отсталой культурой и мечтать нечего, таких чудес не бывает. ОднакоВ развитие мировой цивилизации дает нам и иные примеры!
Я был в США несколько раз. Ездил в командировки, путешествовал по стране, учился вВ университете. И опрашивал многих американцев о причинах высокого уровня доходов американцев в сравнении с доходами жителей других стран. Интересовался мнением по этому вопросу простых американцев, бизнесменов, конгрессменов и губернаторов. Встретившись с экс-президентом Рейганом, я и с ним пытался это обсудить. Все хотел понять глубинные причины американского благосостояния. И, кажется, кое-что понял. Хочу поделиться этим знанием с читателями В«ЕЖаВ».
Когда мы сравниваем уровни жизни граждан Северной и Южной Кореи, различающиеся в десять раз, мы понимаем, что главная причина бедности северокорейцев — примат В«затратнойВ» государственной собственности на средства производства и авторитарный режим власти. Мы знаем это по опыту В«затратнойВ» экономики СССР. Но что определяет разницу в уровне жизни населения в тех странах, где все же доминирует частная собственность на заводы и фабрики, магазины и мастерские? Попробуем разобраться.
Все люди хотят обеспеченной жизни. Но когда потребности человека в пище и жилье удовлетворены, перед ним встает вопрос: а чего он хочет добиться в жизни? Одного вполне устраивает работа охранником, другой хочет стать управленцем, третий — конструктором машин. Кто-то намерен написать книгу, считая, что талант писателя у него есть. А какова потребность людей в богатстве? В обладании властью? Ведь у многих эта потребность ярко выражена, а у некоторых даже реализована!
Для начала разберемся с богатством. Простой человек, получив огромное наследство, потратит часть денег на приобретение шикарного коттеджа и роскошного автомобиля, может даже нанять охрану. Но что делать с оставшимися миллионами — не знает. Скорее всего положит на счет в банке и оставит в наследство детям.
Иное дело люди с наклонностями изобретателя или предпринимателя. Для них получение наследства — это возможность реализовать свою мечту. Для одного в изобретении чего то нового, для другого — в организации производства нового и полезного. ОниВ не думают о наследстве потомкам и часто все имеющиеся у них ресурсыВ пускают в дело. Именно такие люди и служат двигателями прогресса! Вспомним Форда, организовавшего конвейерную сборку автомобилей. Или Илона Маска, наладившего массовый запуск спутников Земли со стоимостью вывода на орбиту в десять раз меньше, чем у НАСА. Вспомним нашего соотечественника, изобретателя вертолета Сикорского. Большинству организаторов собственного бизнеса важен не столько доход, сколько личный успех и оценка их успеховВ согражданами. Как спортсменам.
Однако перед предпринимателями всегдаВ стоит вопрос: а есть ли в стране условия для реализации ихВ мечты? В большинстве стран мира таких условий нет или они сильно урезаны. Ограничены аппетитами власть имущих. Какой бы перспективной ни была новинка, производство которой намерен организовать предприниматель, у чиновника обычно доминирует иной интерес — урвать взятку, откат. А если чиновник еще и в погонах, то он вполне может и отобратьВ перспективный бизнес, передать его своему сыну. Примеров таких грабежей в России — множество.
Выходит, что развитие и техники, и предприятий, выпускающих новинки, зависит от условий, в которые поставлены и изобретатели, и бизнесмены. Если в стране есть реальные гарантии собственности, гарантии прав граждан, то экономика развивается, растет уровень жизни населения. Но если таких гарантий нет, то страна останется отсталой, а народ нищим. Это мы видим на примере множества стран, включая Россию.
В США верховенство права не фантазия, не декларация. Это вполне реальное явление. Спросите у американцев и россиян, что важнее для решения вставшей перед ними проблемы: закон или позиция начальства? Американцы, в подавляющем большинстве, укажут на первое, россияне — на второе.
Что такого особенного в организации общества развитых стран? Оказывается, там реализована В«американская мечта!В» Что это такое? И почему всем президентам США при вступлении в должность, при принятии ответственных решений приходится обещать своим избирателям, что их политика будет способствовать реализации этойВ самой В«американской мечтыВ»?
В В В«Американская мечтаВ» — это возможностьВ каждого добиться успеха и благосостояния своим трудом и инициативой. Если, разумеется, для этого в стране есть условия, а у человека хватает сил, умаВ и настойчивости. В«Американская мечтаВ» — это возможность завоевать достойное положение в обществе не родством и дружескими отношениями с власть имущими, а именно усилиями самого гражданина. Любого, а не только принадлежащего к феодальному или бюрократическому сословию, к знати.
Мы учили историю. Чем отличаются порядки средневековых европейских монархий, царской России, порядки в СССР от порядков, принятых в современных демократических странах? Ответ очевиден: в те времена, когда формировалось американское общество, в средневековой Европе, Китае, Индии без принадлежности к правящему В феодальному сословию, без дани власть имущимВ было нельзя надеяться на успех в бизнесе. Даже если ты способен организовать прибыльное производства, как, например, Путилов на своем заводе в Санкт Петербурге, тебе надо подкупать чиновников. Обязательно! А разве сегодня можно открыть в Петербурге кафе или мастерскую, не платя чиновникам дань?
В«Американская мечта» — этоВ идеалВ свободыВ и возможностей граждан, который был сформулирован еще В«отцами-основателямиВ» США. Именно этому идеалу служит разделение властей, позиционные конфликты во власти, свобода слова и политической деятельности. В«Американская мечтаВ» базируется на идеяхВ Декларации независимости США, где признано, что люди созданы равными и наделены Творцом[2]В«определёнными и не отчуждаемыми правамиВ», включая В«жизнь, свободу и стремление к счастьюВ». Это равенство и свободы, как считали В«отцы-основателиВ», и обеспечивает духовную мощь нации, ее развитие.
В«Американская мечтаВ» состоит по сути в том, что граждане США хотят иметь и действительно имеют власть, им подконтрольную, не блокирующую их инициативу. Такую власть, которая не может произвольно облагать данью и отбирать изобретения и бизнесы. Американцы с гордостью говорят: мы не рабы! Нет ни царя, ни чиновников! И когда вникаешь в тонкости отношений рядовых американцев с чиновниками, то убеждаешься, что это действительно так. Это прослеживается и в учреждении и работе бизнесов, и в застройке городов, и в решениях органов власти. В этом и состоит суть В«американской мечтыВ», реализованной сегодня, впрочем, и в других развитых демократических странах.
В В В В В В В В В«Американская мечтаВ» отражает такой идеал, как равенство всех перед законом вне зависимости отВ этническогоВ происхождения и социального положения. Этот идеал — неВ мечта. Он реализованВ и в общественном мнении, и в реальной независимости суда, который судит по закону, а не по указаниям высокопоставленных чиновников. Да и тексты законов в США совсем не такие, как в авторитарных странах. Они — подробные, что блокирует произвол со стороны органов власти.
В Отметим также право каждого гражданина с помощью адвокатов возбудить уголовное дело в рамках частного обвинения. Если в России право гражданина на частное обвинение ограничено по сути мелочами, то в США это право всеобъемлющее.
Верховенству права также способствует массовая практика гражданских исков в защиту общественных интересов (группы граждан или неопределенного круга лиц). Американец, которому не нравится, как власти города намерены застроить домами городской парк, с высокой вероятностью может заблокировать этот проект в суде. Он может сделать то, что россиянин сделать не может, россиянин просто не вправе!
Можно сформулировать вопрос иначе: в чемВ главное отличие культур народов России и стран Средней Азии от культуры народов развитых стран? Ответ очевиден: это различие, прежде всего, в соотношении реальных прав граждан и власть имущих! В США успех человека зависит от его инициативы и предприимчивости, от квалификации и изобретательности, от таланта и настойчивости! А в России? Или в Туркмении? Проведите маленький социологический эксперимент. Попросите своих знакомых, живущих в США, узнать в доверительных беседах о том, приходилось ли местным бизнесменам покупать расположение чиновников? Я пробовал проводить такого рода исследования. Оно показало, как правило — не приходилось! Мне говорили: это аморально и очень опасно! У вас откажутся брать взятку и еще привлекут к ответственности! Конечно, и в США есть исключения, но обычное поведение — именно такое!
Как В«американская мечтаВ» сочетается с политикой, проводимой органами власти? Эта политика выражена в принимаемых ими постановлениях и законах. Но одно дело — законы и постановления авторитарной власти, которые блокируют инициативу граждан и дают тюремный срок за несогласие с ней, и совсем другое — политика, направленная на обеспечение гарантий в проявлении гражданами своей инициативы и предприимчивости. Повторим: В«американская мечтаВ» — это возможность каждого гражданинаВ добиться успеха и благосостояния своим трудом и инициативой. Поэтому население обычно четко оценивает, насколько политика очередного президента и его правительства направлена на реализациюВ этой В«американской мечтыВ». Если недостаточно, то люди выскажут свою позиции и в печати, и на выборах.
В США высказывать несогласие с политикой власти — неотъемлемое право гражданина. У нас статья в газете с критикой политики президента напечатана не будет. А у них с этим нет проблем.В В«Американская мечтаВ» реализуется и в свободе слова.
Формирование органов власти на честных выборов, в условиях реальной политической конкуренции партий, рыночные свободы, гарантии права собственности, верховенство права, право граждан отстаивать свои права в независимом суде, возможность преследовать и разорять коррупционеров и многие другие чертыВ обеспечивают привлекательность американскойВ системы власти. Они образуют фундамент американской политики. НоВ душу этой политики составляет именно В«американская мечтаВ»!
Чтобы лучше понять В«американскую мечтуВ», перенесемся в XVII век. Сравним положение в те времена свободного американского фермера и российского крепостного крестьянина! А какие отличия в ХХ веке? Бесправный советский рабочий или европеец, имеющий законное право объявить забастовку? Американский бизнесмен илиВ советский номенклатурный директор государственного предприятия? Кто из этих двух был заинтересован в верховенстве права, в своих правах и свободах, а не в покровительстве партийных чиновников?
Как выглядит В«американская мечтаВ» в жизни? Я ехал из Вашингтона в Нью-Йорк на машине нашего посольства. Водителем был американец, с которым мы беседовали как раз об В«американской мечтеВ». Когда он стал рассказывать о том, что большинствоВ американцев что-то изобретают, я ему не поверил. Тогда водитель попросил меня указать рукой на любой коттедж. Я показал, и мы к нему подъехали. Спросили хозяина, изобрел ли он что-нибудь? ТотВ повел насВ в подвал, в мастерскую, где с гордостью показал оригинальные жалюзи, на которые он недавно оформил патент. И еще пару придуманных им новинок, ждущих патентов.
Как сформировалась В«американская мечтаВ», как она утвердилась в культуре народа?В Иммигранты приезжали в США искать лучшей жизни. Они уезжали из стран, где, в отличие от США, была жёсткаяВ сословнаяВ система, ограничивавшаяВ социальную мобильность. Естественно, что иммигранты были привержены идеям свободыВ личности и свободногоВ предпринимательства. Не случайно понятие В«американской мечтыВ» такВ тесно связано с понятием self-made person, то есть человека, который самостоятельно упорным трудом добился успеха в жизни. По мнению американского экономиста, лауреата нобелевской премииВ Джозефа Стиглица, хорошим примером В«идеалов американской мечтыВ» являетсяВ Билл Гейтс: накопив состояние, оцениваемое в 135В млрд долларов, он стал жертвовать крупные суммы на борьбу с болезнями по всему свету и улучшение образования в Соединенных Штатах[4].Но таких примеров много!
Граждане США, изобретя что-либо, сразу оформляют на это патенты. А потом стараются продать изобретения фирмам. Почти чти каждая фирма регулярно устраивает прием граждан с их патентами по профилю фирмы. И нередко, договорившись о цене, патенты покупают. В«Америкаская мечтаВ», оказывается, реализуется и таким, непривычным для россиян, образом.
А в СССР в журнале В«Техника — молодежиВ» регулярно печатали описания изобретений наших граждан. Правда, доходов от них советские люди не получали, внедрить не могли, и изобретения часто реализовывались иностранными фирмами. Но и сегодня массового, приносящего выгоду гражданамВ изобретательства в России нет. Нет ни в нашей культуре, ни в наших отношениях с бизнесом и властью. Очень печально!