Путешествуя в Азию. Несколько актуальных цитат и почти ничего личного
Запад мы не любим, точнее, опять не любим. На повестке дня В«сбережение культурной самобытности и укрепление собственных культурно-нравственных ценностейВ».В Азия, одним словом… В
Про Махатму Ганди вот вспомнили. Многие даже зрительно представляют себе фигуру В«человека с паломническим посохом, в традиционных одеждах отшельникаВ», который вот уже почти 20 лет тщетно пытается перейти Ломоносовский проспект.В
Отношение европейских интеллектуалов к этому философу-толстовцу и вдохновителю национально - освободительных движений сильно зависело от степени знакомства с предметом.
Взгляд ученого-гуманиста: В«Моральное влияние, которое Ганди оказал на мыслящих людей, является намного более сильным, нежели кажется возможным в наше время с его избытком грубой силы. Мы признательны судьбе, подарившей нам столь блестящего современника, указывающего путь для грядущих поколенийВ» (Альберт Энштейн).В
Взгляд перспективного политика: «…тревогу и отвращение внушает вид Ганди – мятежного юриста, ныне выступающего в качестве факира того типа, который широко распространен на Востоке, поднимающегося полуголым по ступеням дворца вице-короля с тем, чтобы, руководя кампанией несотрудничества и гражданского неповиновения, на равных вести переговоры с представителями короля-императораВ» (Уинстон Черчилль).
Взгляд писателя-современника, еще не вполне утрамбованного советской цензурой: «…в большом зале сидели кавказцы в черкесках, афганцы с чалмами в клеенчатыхВ халатах,В бухарцыВ в ярких тюбетейках, персы в фесках... У всех были приколоты на груди портреты КарлаВ Маркса, с его патриархальнойВ бородой.В В середине восседал товарищ просто вВ пиджаке иВ читал резолюции. Делегаты кивали головами, прикладывали руку к сердцуВ и всячески одобряли мудрые тезисы… перс, сидевшийВ вВ заднем ряду, выслушав доклад о последствиях экономического кризиса,В любезно сказал молодому индийцу:В В«Очень приятно англичанина резатьВ», – на что тот, приложив руку к губам, шепнул: В«ОченьВ». (Илья Эренбург, В«Хулио ХуренитоВ»).
А вот текст первоисточника: В«Несотрудничество (noncollaboration) – это наиболее эффективный метод формирования общественного мнения;В несотрудничество – это и дисциплинарная мера, и жертва, и требование уважения собственных позитивных взглядов, несотрудничество – это движение, направленное на то, чтобы побудить англичан сотрудничать с нами на почетных условиях или уйти из ИндииВ» (Махатма Ганди).
Сотрем случайные черты, давно утратившиеВ историческую антиколониальную актуальность,В и увидим,В что правильный перевод термина noncollaboration был найден совсем недавно: не какое-то там корявое В«несотрудничествоВ», а вдохновенная суверенная демократия! Теперь все ложится, как по нотам:
во-первых, дисциплинарные меры (во множестве уже принятые и горячо одобренные населением);
во-вторых, жертвы (пока немногочисленные, но лиха беда начало…);
в-третьих, требование уважения собственных позитивных взглядов («… после того как британские власти позволили собраться на своей территории значительному количеству проходимцев, жуликов и террористов, они создали условия, в рамках которых подвергаются опасности жизнь и здоровье самих подданных Великобритании, и вся ответственность за это лежит на британской сторонеВ»);
в-четвертых, движение, направленное на то, чтобы побудить англичан (как и прочих чужих) сотрудничать с нами на почетных условиях (куда не надо – не соваться, кого надо – выдать, кого не надо – не беспокоить попусту);
и, наконец,В движение, направленное на то, чтобы побудить В«дядей в пробковых шлемахВ» уйти отовсюду, куда мы их не звали.
Так что прозвучавшая на днях горькая жалоба, что, мол, В«после смерти Махатмы Ганди поговорить не с кемВ», видимо, не в полной мере была понята пишущей и читающей публикой.
Отмечу для аккуратности, что гандийский тип миропонимания (видимо, в силу тех же трудностей перевода) реализуется у нас без должной цельности,В что невольно приводит к некоторому снижению жанра. Ганди, как известно, оставил после своей кончины В«две пары сандалий, очки, посох, постель на полу и стопку книгВ».
Про хана Сары-Кене не вспоминал никто. Да и памятник ему в Москве еще не поставлен.
Между тем, этому мифическому герою Олжаса Сулейменова принадлежит бесспорный приоритет на некоторые актуальные ныне политические идеи. В частности, вождь скифов первым озаботился проблемой экспорта биоматериалов и ввел соответствующие запреты: «… не отдавайте семени чужим, не делайте врагов себе подобнымиВ».
Исходя из архаической нерасчлененности PR-слогана и руководства к действию,В хан одновременно счел это суровое правило своим обетом, данным подведомственному скифскому народу.В Эта привело к трагическим последствиям. Вот как поэт описывает печальную судьбу своего героя:
В«Он мог бы жить в плену немало лет,
Ему в шатер водили царских дев,
Чтоб, семя скифское заполучив,
Мир покорить могли они, чужие.
И отвергал их, давший нам обет,
Кинжал подняв, отсек источник бедВ».
В нашем политическом обиходе активноВ присутствуют (правда, без ссылки на первоисточник) обе скифские темы. Во-первых, кинжал, отсекающий В«источник бедВ»: «…я порекомендую сделать операцию таким образом, чтобы у вас уже ничего не вырослоВ». Во-вторых, упомянутые экспортные ограничения: В«Во всех странах (начиная со скифов – М.А.) существуют определенные правила …, связанные с вывозом органов, тканей и так далее. Это довольно чувствительная вещь…».
Отмечу, что В«скифскийВ» тип миропонимания, так же как и гандийский,В реализуется у нас без должной цельности. Это позволяет избегать трагических последствий,В но порождает достаточно неожиданные смысловые стыки:
В В«Кинжал подняв, отсек источник бедВ»,
В«Это довольно чувствительная вещь. Но, где он, этот диагноз? Покажите мне статистику о том, что кому-то поставили правильный диагноз в результате этой работыВ».
Не хотел бы утомлять читателя дальнейшими историко-культурными подробностями предстоящего всем нам путешествия по Азии. Не берусь также прогнозировать, как далеко зайдем: до Астаны и АшхабадаВ или же сразу до Пхеньяна.
Напомню только назидание классика: В«в Азии сапоги – В первое, что крадут…».В И от себя добавлю: маршальские сапоги, в отличие от В«двух пар сандалий, очков и посохаВ» – с особенным азартом и удовольствием. Так что если кому-то особенно дорого это специфическое имущество, то даже его лучше хранить на Западе.