Путь для Европы — человек. А для нас?
Даже не слышала никогда, что в Польше есть такой город — Гнезно. А оказалось, это первая столица Польши и вообще едва ли не колыбель польской государственности. В 1000 году сюда приехал император Священной Римской империи Отон III, чтобы поклониться гробу недавно убитого и почти сразу же канонизированного миссионера и проповедника Адальберта — своего бывшего учителя. У мощей святого встретились император Оттон III и Болеслав Храбрый, сын первого исторически достоверного короля Польши Мешко I, принявшего в 966 году христианство. Впоследствии Болеслав Храбрый сам стал королем, а встреча получила в истории название Гнезненского съезда и имела не только политическое, но и церковное значение. У гробницы святого Адальберта было провозглашено создание первой польской митрополии — Гнезно, к которой присоединились епископства в других городах. Сопровождавший императора папский легат возглавил новообразованную кафедру. Гнезненский съезд открыл Польше дорогу в Европу.
Традицию собирать в этом уютном, на диво сохранившемся городке представителей церкви и общественно-политических деятелей возродил в 1997 году нынешний гнезненский архиепископ Хенрик Мушиньский, член Комиссии епископской конференции Европейского Содружества. На пороге второго тысячелетия, когда польский народ включился в процесс создания новой объединенной Европы, это показалось ему как нельзя более кстати. На юбилейный II Гнезненский съезд, отметивший 1000-летие со дня смерти святого Адальберта и ставший частью паломнической поездки в Польшу папы Иоанна Павла II, приехали президенты стран Центральной и Восточной Европы — Александр Квасневский, Вацлав Гавел, Роман Херцог,
Арпад Гёнц и др., не считая 300 тысяч паломников. В«Если мы хотим, чтобы новая Европа состоялась, — сказал тогда Римский папа, — она должна стать единой духовноВ». С тех пор съезды проводятся регулярно, обсуждая вырабатываемые Евросоюзом приоритеты.
С 15 по 17 июня встреча прошла в седьмой раз под девизом В«Путь для Европы — человекВ». Собравшиеся думали над тем, как сохранить человеческое достоинство в современном мире с его диктатом политических и информационных технологий, в какой степени человек является основой европейской цивилизации и как добиться того, чтобы Содружество строило В«Европу для людейВ», а не формальный и формализованный союз, где правит бессердечная бюрократия.
Нынешняя встреча не собрала такого количества президентов, как первая, но состав участников и на сей раз был весьма представительным. К тому же один глава государства все-таки почтил форум своим вниманием — президент Польши Лех Качинький. Из Ватикана прибыли государственный секретарь (В«премьер-министрВ» Святого престола) кардинал Тарчизио Бертоне и бывший пресс-cекретарь (В«министр печатиВ») д-р Хоакин Наварро-Валльс, Европарламент представлял его президент Ханс-Герт Петтеринг (на фото). В межрелигиозных собеседованиях приняли участие исламский богослов Тарик Рамадан (Оксфордский университет, Великобритания) и раввин Ирвинг Гринберг, председатель музея Холокоста в Вашингтоне.
Одной из самых популярных тем, затронутых во многих речах и выступлениях, стала тема, горячо обсуждаемая в последнее время и у нас, хотя в несколько иной формулировке. Защищая права религиозного мировоззрения в обществе, представители Русской православной церкви обычно делают акцент на коренных, как они полагают, изъянах секулярного сознания, ставящего мерилом всех вещей греховного человека (подобные мысли высказывались и на состоявшейся в Москве стык в стык с Гнезненским съездом международной православно-католической конференции В«Христианство, культура и нравственные ценностиВ», где, наверное, впервые прозвучали прямые призывы остановить секуляризационные процессы). В Гнезно вопрос ставился иначе: возможно ли объединить усилия секулярного и христианского гуманизма, чтобы оба они работали на будущее Европы?
Большинство выступавших аргументированно доказывали, что не только возможно, но и необходимо. Хотя в глазах христиан секулярный гуманизм выглядит непослушным младшим братом, который отправился в дальние страны в поисках вожделенной свободы, рассуждал в своем докладе католический священник и профессор социологии из Праги Томаш Хайлик, а мы теперь терпеливо ждем, когда он вернется с раскаянием, не устояв перед многими греховными искушениями — в том числе перед искушением тоталитарной идеологией, — разве можем мы, гордясь своей набожностью, уговаривать мать Европу отдать всю свою любовь только нам, никогда не заблуждавшимся? В«Если бы христиане встали на такую точку зрения, то их можно было бы обвинить в том, что они утратили дух Христов, — сказал профессор Хайлик. — Мы тоже испытали множество приключений, и многие из нас тоже не устояли против сил зла. Есть ли у нас право утверждать, что мы действительно старшие?В»
Нужно налаживать понимание между людьми разного происхождения, разных религиозных убеждений, разного цвета кожи, нужно отказаться от политического и государственного эгоизма, уважение к ценности человеческой жизни и человеческому достоинству — вот что должно стать для новой Европы главной объединяющей идеей. В«Построить мир, дружелюбный к человекуВ», призвал президент Польши Лех Качиньский, отметив огромную роль в этом процессе религий. Значение Гнезненского съезда для развития экуменического диалога было отмечено также в речи представителя Польского сейма. В«Человек — цель всех наших усилийВ», — не отрицал и кардинал Тарчизио Бертоне, назвавший свой доклад В«Путь для Церкви — человекВ». Однако, подчеркнул кардинал, нарциссическое мировоззрение нынешнего молодого поколения создает опасность для будущего Европы. Чтобы создать единую европейскую семью, необходимо помнить об ответственности. Право — это низшая форма регулирования человеческих отношений, отметил глава кафедры этики Католического университета Люблина профессор Анджей Жостек. Если человек не хочет стремиться к своей истинной глубине и жить, повинуясь Божественной любви, то общество должно предоставить ему В«право на правоВ».
Обсуждение разных аспектов жизни человека шло не только на пленарных заседаниях и семинарах, но и в так называемых мастерских: В«Человек в семьеВ», В«Одиночество человека в ЕвропеВ», В«Брак и секс в свете христианстваВ», В«Слабый и сильный. Человек перед лицом старости и смертиВ», В«Человек без правВ», В«Другие: маргиналы, иммигрантыВ» — вот неполный перечень тем, поднимавшихся в малых группах. Делились опытом и приехавшие на встречу члены международного христианского движения В«Вера и светВ», которое опекает семьи с умственно отсталыми детьми.
Съезд совсем не походил на былые партийные бдения при коммунистах, хотя, казалось бы, речь шла о похожих вещах — ценностных ориентирах, которые в сущности сводятся к немудрящей в теории, но весьма трудно реализуемой на практике триаде: милосердие, терпимость, ответственность. Но, очевидно, католическая общественность Польши, составляющая на форуме большинство (хотя среди почти тысячи участников были делегаты из многих стран Европы, и не только католики, но и протестанты, православные), воспринимает происходящее как живое и важное дело — во всяком случае, пока. Голос католической интеллигенции, если верить нашим собеседникам, весьма влиятелен в обществе, возможно, потому, что ее позиция самая продуманная. Остальные заметные на политической арене силы не имеют столь же системного мировоззрения. Съезд — дополнительный инструмент влияния на общественное мнение.
Дух свободы и заинтересованного диалога чувствовался во всем: начать с того, что, хотя у съезда есть солидные организаторы и спонсоры вроде Форума святого Адальберта, Фонда развития местной демократии, Католического агентства информации и Фонда Конрада Аденауэра, в непосредственной подготовке встречи участвуют сотни мелких волонтерских организаций, работающих на голом энтузиазме.
К тому же это школа политической культуры для молодежи, которая, например, играла первую скрипку на пресс-конференции президента Европарламента Петтеринга. В«Вы разочарованы тем, что Польша теперь в Евросоюзе?В» — задорно наступала на видного политика какая-то пигалица с В«Радио ПознаниВ», получившая отрицательный ответ на вопрос, нельзя ли изменить принятую в ЕС и не устраивающую Польшу систему так называемого двойного голосования, при которой большие страны имеют большее количество голосов.
В спонтанно случившемся интервью В«Ежедневному журналуВ» Ханс-Герт Петтеринг сказал, что Европарламент работает над формулировками, которые позволят включить в евроконституцию упоминание о христианских ценностях — вопрос отнюдь не закрыт.
Что же касается диалога с православными, то пока он гораздо оживленнее с греческими и балканскими церквами, чем с Русской православной церковью. « диалоге с Россией нам важно, чтобы Россия приняла те ценности, которые признаются в Европе. Потому что для нас очень важно, чтобы отношения с Россией были хорошимиВ», — сказал президент.
Политика — это искусство наведения мостов, а мосты нужны там, где есть разделенная территория. Одна из задач Гнезненского съезда — перебросить мосты из Европы на Восток. Но как сказал в своей эмоциональной речи легендарный в Польше человек, бывший узник Освенцима и участник Варшавского восстания, политик и ученый Владислав Бартошевский, В«партнеры с обеих сторон должны хотеть построить мостВ».
Гнезно - Москва