Рыцарь сомнительного образа
На днях в Париже в выставочном зале La Maison Rouge открывается выставка В«Соц-арт. Политическое искусство в РоссииВ». Наш соц-арт хорошо известен на Западе еще с советских времен, такие его зачинатели, как Комар и Меламид, давно уже живут в США, где их картины пользуются успехом. Неудивительно, что парижанам захотелось поближе познакомиться с нынешними представителями этого направления, которые активно работают в Москве. К примеру, с группой В«Синие носыВ». Но не тут-то было. Когда выставка была уже сформирована и готова отправиться по месту назначения, с гневными инвективами в ее адрес выступил министр культуры Александр Соколов. Только что во Франции побывал патриарх Алексий II, который говорил о высоких нравственных устоях отечественной культуры, заходился праведным гневом министр, и призывал Европу вслед за Россией вспомнить о своих христианских корнях. Не успел утихнуть вызванный его проповедями резонанс, а мы уже везем в Париж откровенную порнографию в виде целующихся в березовой роще милиционеров. Что о нас подумают в Европе? Стыд и позор! И министр пообещал сделать все от него зависящее, чтобы этот позор не допустить.
Видимо, зависело от него не слишком много, поскольку обещание он выполнил лишь частично - до Парижа не добрались чуть более дюжины работ. Среди них уже упомянутые ласковые милиционеры, серия В«МаскиВ» тех же художников, где представлены персонажи от Гитлера до Буша, Путина и Бен Ладена, В«Звезда и свастикаВ» Марии Константиновой, где тоталитарные символы сплелись в пост-коитусном оцепенении, да карикатуры Вячеслава Сысоева. Последнее особенно обидно, поскольку Сысоев – единственный подпольный советский художник, отсидевший за свое искусство и умерший в эмиграции в Берлине.Посягательство министра культуры на свободу творчества крайне взволновали культурную публику. Страшная советская цензура, которая крушила художественные произведения бульдозерами, вновь поднимает свою змеиную голову. Так ли это? Ведь картины, не добравшиеся до Парижа, уже демонстрировались в Москве, причем в рамках второй Биеннале современного искусства, которую спонсируют из федерального бюджета. То, что можно было свободно увидеть москвичам, оказалось невозможно увидеть парижанам. Это абсолютно противоречит неписаным законам советской цензуры, которая в целях пропаганды разрешала порой западной аудитории лицезреть либеральные жесты отечественной культуры, но жестко блюла идеологическую невинность местного населения.
Нет, речь идет вовсе не о призраке цензуры, до смерти напугавшем просвещенную публику. Ведь даже последнему ретрограду понятно, что в наш век массовых коммуникаций цензура практически невозможна. Запрещенная сегодня картинка уже завтра будет мелькать на куче сайтов в интернете. Истерика министра культуры имеет иные причины. Соколов вовсе не ретроград, он озабочен совершенно современной проблемой – созданием положительного имиджа новой России на Западе. Именно под этот грандиозный проект государство готово сейчас отвалить немалые средства, и не один министр культуры обеспокоен тем, как их освоить. Над этой задачей бьются лучшие чиновничьи умы России.Каким видится такой имидж нашей элите? Прежде всего, это Россия, вставшая с колен, богатая, процветающая и умеющая сказать свое веское слово на международной арене. Слово, к которому прислушаются, поскольку подкреплено оно не только финансовой, но и военной мощью. Но это еще не все. Новая Россия славна не только физически, но и духовно. Она воплощает в себе лучшие черты православия – высокую мораль, неподкупную справедливость, духовную чистоту. Короче, все то, что потерял Запад за долгие годы секуляризации. И наша задача – напомнить об этом миру и стать притягательным примером для всех, кто разочаровался в безверии и духовном упадке. В этом контексте беспокойство министра культуры становится совершенно понятным. Милиционеры, тискающие друг друга под березками, никак не вписываются в торжественный образ новой России.
Естественно, Россия – не единственная страна, которая занимается международным пиаром. Им занимаются все, кто-то удачно, а кто-то нет. Любопытно другое – более всего наша работа над собственным внешним обликом напоминает то, что делают США. Именно они проецируют вовне образ мифического великана, наделенного чистой совестью и возвышенными представлениями о нравственности. Американский неоконсерватизм возродил золотую пуританскую мечту о том, как Новый свет преподаст урок истинной христианской морали загнивающему Старому. А заодно и тем народам, которые по разным причинам были лишены такой удачи. Учительская роль, которую Америка приписывает себе по отношению к миру, более всего напоминает наши чудом сохранившиеся от славянофильского прошлого мечты о мессианской роли России.
На новом витке истории славянофильский пафос уподобился пуританскому, но сходство это весьма ограниченное. Никогда ни один американский блюститель нравственности и в страшном сне не вообразит, что борьба с современным искусством может стать частью формирования положительного образа страны за рубежом. Ему лично это искусство не нравится, как оно не нравится и нашему министру культуры, он в жизни не пойдет на выставку какого-нибудь Андреса Серрано или другого богохульника и может публично высказать свое омерзение от этого хулиганства. Но он твердо знает, что искусство живет по своим собственным законам, которые не имеют никакого отношения к нравственным. Что в долгих боях с цензурой оно отвоевало себе независимую территорию и гнать его оттуда – дурной тон. Свобода искусства представляется незыблемой ценностью потому, что она часть общественной свободы, ограничивать которую могут позволить себе лишь авторитарные режимы. В умах западных либералов и консерваторов равно утвердилось понимание, что на свободу творчества посягали Гитлер и Сталин, а в свободном обществе этого делать нельзя, иначе уподобишься этим монстрам.
Все это совершенно обессмысливает попытки российских чиновниковВ создать имидж высоконравственной России с помощью гонений на современное искусство. Напротив, они сразу же вызывают в памяти наших соседей борьбу Гитлера с В«дегенеративным искусствомВ» и схватку Никиты Хрущева с В«пидарасами абстракцистамиВ». А также современные ассоциации. Например, с воинами шариата, которые жгут западные посольства за попытку неуважительного отношения европейских художников к пророку Мухаммаду. И Россия обретает имидж, который ей вряд ли нужен. Встает в один ряд с Ираном и Саудовской Аравией.