Цена жизни в обществе без права и суда
Исследователи мировой практики наказаний за правонарушения не видят подтверждений распространенному мнению об эффективности устрашения потенциальных преступников угрозой смерти и о позитивной роли смертной казни в сокращении количества тяжких преступлений. Напротив, они находят определенные основания говорить о положительном влиянии отказа государства от смертной казни: так, например, в Канаде за тридцать лет аболиционизма количество убийств в расчете на 100 тысяч населения снизилось на 40% и составляет сегодня 1,85.
В России на конец 1980-х годов, когда в стране начались массовые социологические опросы, за применение смертной казни высказывались две трети взрослого населения. Сразу после захвата театрального центра на Дубровке террористами (октябрь 2002 г.) эта цифра поднялась до 73%. Сегодня за смертную казнь высказываются 48% взрослых россиян (опрос Левада-Центра в июле 2007 г.). Колебания по социально-демографическим группам выглядят в целом предсказуемыми: жестче в этом вопросе позиция мужчин, менее обеспеченных россиян, людей старшего возраста. Но обращают на себя внимание два момента.
Во-первых, на ответы в данном случае почти не влияет уровень образования респондентов. Во-вторых, крайние позиции по этому вопросу занимают жители, с одной стороны, Москвы (среди них число противников смертной казни наибольшее), а с другой – жители сел и средних городов с населением от 100 до 500 тысяч (здесь максимальное число сторонников высшей меры). Иными словами, одобрение смертной казни связано не просто с ощущением собственной социальной бесперспективности (тогда максимально жесткими были бы, вероятно, ответы населения деревень и малых городов), а еще и с ощущением возможностей, которые как будто бы открылись – но для других. В отношении преступности и преступников, мер борьбы с ними наиболее бескомпромиссно выступают сегодня тоже не самые бедные россияне, а респонденты со средними (средне-низкими или средне-высокими) доходами.
Как бы там ни было, гарантию собственной защищенности россияне любой социально-демографической группы, кроме самых молодых, видят именно в применении смертной казни. Других механизмов обеспечения безопасности, поддержания нормативного порядка в обществе опрошенные, по их собственной оценке, не видят. Наиболее образованные респонденты в данном случае не составляют исключения: они, с одной стороны, как будто бы знают интеллигентские нормы гуманности и даже демонстрируют их в отдельных суждениях, но, когда речь заходит об их собственной безопасности, высказываются жестко (нужно также иметь в виду, что в группу россиян с высшим образованием почти не попадают самые молодые респонденты, учащиеся, а именно они, по данным наших опросов, проявляют сравнительно большую толерантность).
Точно также во всех социально-демографических группах населения преобладает уверенность, будто смертная казнь – действенная мера борьбы с преступностью: в среднем соотношение верящих и не верящих в то, что она поможет, составляет 57% к 36-ти и практически не меняется по разным группам.
Важно помнить, что во всех этих случаях речь идет о мере наказания, выносимой и применяемой государством. Поэтому за преобладающим сейчас в России одобрением смертной казни кроется молчаливая поддержка государства со стороны массы не защищенных (им же) подопечных. Причем речь идет о неотрадиционалистской и, в этом смысле, архаической фигуре государства именно как символического орудия возмездия. Поскольку в реальную эффективность каких бы то ни было органов и институций этого государства, за исключением армии и президента, большинство россиян устойчиво не верит. Но как раз поэтому оно верит в архаическую фигуру государства-мстителя. Масштаб значимости подобной символической фигуры прямо пропорционален степени правовой незащищенности (и/или некомпетентности) населения, можно даже сказать – является ее выражением. Напротив, некоторый рост доверия за последнее время органам исполнительной власти (президенту, а отчасти, отраженным от него светом, и правительству) повлек за собой, как мы предполагаем, то относительное смягчение в отношении преступников и высшей меры наказания, которое было показано на цифрах выше.
Непримиримую позицию — и не только в вопросе о смертной казни для совершивших тяжкие преступления, но и в оценках необходимости жестких репрессий по отношению, например, к бомжам, проституткам, гомосексуалистам – чаще занимают россияне пожилого возраста, с более низким уровнем образования, живущие вдалеке от больших городов. Это момент любопытный и важный. Казалось бы, вероятность появления подобных фигур в местах их жительства значительно ниже — соответственно мягче должны были бы стать и оценки, но дело обстоит как раз наоборот. В перечисленных группах выше уровень растерянности, страха перед окружающим миром и завтрашним днем, чувство своей беспомощности, неверие в собственные силы, а потому и неконтролируемой (бессильной) внутренней агрессивности, перенесенной на подозрительных В«другихВ» и В«передовереннойВ» в данном случае государству.
Напротив, более молодые и образованные жители Москвы, Петербурга, крупнейших городов России (а здесь уровень преступности, как известно, существенно выше и социальные отклонения, феномены маргинализма встречаются намного чаще), тем не менее, настроены заметно терпимее. Они в среднем активней высказываются за отмену смертной казни (как немедленную, так и постепенную), как и за смягчение репрессивных мер государства в отношении бомжей, нищих и других людей, чье поведение отклоняется от общепринятого.
Иными словами, наличие или, напротив, дефицит жизненной перспективы и ресурсов, которые способствуют ее реализации (мы имеем в виду любые социальные и символические капиталы, начиная с молодости и заканчивая социальным воображением, мысленным интересом к другим положениям и другим людям, к самой возможности измениться – самому или другим), – вот, как нам кажется, решающее обстоятельство, которое формирует отношение россиян к преступности и смертной казни. Это отчетливо видно, например, в распределении ответов на вопрос, какое наказание для человека страшнее. Смертную казнь считают самым страшным наказанием россияне со средними образованием и средними доходами, живущие в небольших городах, пожизненное заключение – более молодые и образованные респонденты, москвичи. Неоправданной и недопустимой ни в каких случаях смертную казнь считают 8% россиян, среди людей с высшим образованием, жителей столицы эта цифра возрастает до 10-11%.
Этическая составляющая (установка на большую толерантность) выступает, по нашим наблюдениям, самостоятельным фактором, независимой переменной. Готовность простить раскаявшегося преступника заметно влияет на отношение респондентов к преступности и смертной казни. Так, например, для тех, кто не смог бы, по их признанию, простить раскаявшегося преступника, самое страшное из наказаний — смертная казнь (почему они и чаще высказываются за то, чтобы подвергнуть ей виновных в особо тяжелых преступлениях). Для тех же, кто, по их словам, мог бы простить раскаявшегося, более значима ценность человеческой жизни. Им куда страшнее кажется пожизненное заключение без пересмотра приговора, и они, соответственно, куда реже, по их ответам, готовы присудить преступника к высшей мере.
При этом три пятых россиян не верят в то, что рядовой человек в России может надеяться на справедливый суд (В«определенно верятВ» в это 4%, еще 25% — В«скорее верятВ»). Не случайно две трети и даже более россиян не доверяют судам и милиции, а последней так и просто опасаются: на протяжении последних лет такое опасение устойчиво высказывали 67-69% опрошенных. До 80% населения страны называют проблему беззакония и произвола правоохранительных органов серьезной и очень серьезной. До 60% россиян на протяжении последних лет признавали, что они лично не видят для себя защиты от подобного произвола ни в прокуратуре, ни в суде.
В