Теперь личность ничто. Легко можно слить и Кобзона, и Познера
Пока творческая интеллигенция стоит под елкой с шампанским в руке и мокрыми, от нехороших предчувствий своего будущего, штанами, настало время легко и по-новогоднему поговорить о том, как эта же интеллигенцияВ рыла себе эту яму.
Проверка на вшивость прошла легко и незатейливо: из Кремля прозвучало предложение считать Каспарова не политиком, а шахматистом. Предложение опиралось на божественное откровение, что политикой должны заниматься специально заточенные и обученные люди. Одновременно предлагалось людей неполитических профессий, особенно думающих неправильно, как вышеупомянутый Каспаров, лишить некоторых конституционных прав, гарантирующих, что политикой могут заниматься все.
Творческая интеллигенция все поняла правильно. Власть предлагала места в закрытом Доме культуры своего ООО В«РоссияВ» с оплатой в конвертах и телевизионным пиаром.
Предложение прошло на ура, потому что почва давно была унавожена. Наших В«бедныхВ» артистов можно понять: без телевидения не прожить, каналы в руках Кремля. Опять же надо засветиться в новогодних, милицейских, восьмимартовских и пр. концертах. Пришлось наиболее крупным звездам немножко вступить в В«Единую РоссиюВ». Если ты сидишь в партии, а рядом руководитель федерального телеканала, с тем же партийным удостоверением в зубах, то вероятность того, что он не возьмет тебя в новогодний огонек, нулевая. Что и нужно. Тот же закон для, например, новогоднего вечера в кремле. Это ведь так гармонично, когда в зале сидит В«Единая РоссияВ», а на сцене она же поет и задирает ноги.
Появились и некоторые издержки: иногда эти же звезды перед эфирами просили не упоминать об их партийности: В«Не стоит, я же петь пришла…». Кроме того, пришлось немножко забыть, что у тебя есть свое мнение. За свое мнение можно лишиться партийной сиськи и вылететь со всего телевидения.
Но известно, что дружба с крокодилом длится ровно столько, сколько этого хочет крокодил.
И вот уже г-н Говорухин с трибуны гневно обличает партию (свою), что г-на Кобзона (своего) вновь не назначили главой Комитета по культуре. При этом г-н Говорухин употребил фразу типа В«не назначили, несмотря на вопли общественности…».
Да-а, разгулялась фантазия у кинохудожника! В депутатском бреду он решил, что будут вопли!.. Это с чего? Вопли были в 90-х, приВ проклятом Ельцине, когда вопли что-то решали. Но, поскольку сам г-н Говорухин по максимуму тратил свой творческий запал на осуждение антинародного Ельцина, то получил неизбежный результат: даже если на площади будут сжигать его киношедевры, вряд-ли кто заступится.
Но Бог с ним, сВ г-ном Говорухиным, оставим его ожидать народных воплей и поговорим о Кобзоне.
Кобзон — это не артист, собственно, а уже понятие. Он может петь или не петь, но масштаб его далеко перекрывает все ООО В«КремльВ». Так сложилось. Практически каждый артист, и не только артист, обязан этому человеку. Обязан разным: жильем, лекарствами, путевками, деньгами, песенной школой, манерой поведения. Есть, правда, и молодые. Но они еще просто не знают, что будут ему обязаны. Чуть надо подождать.
Проблема не в том, что Кобзон обязательно должен быть председателем комитета. Хотя мне бы хотелось. Проблема в том, что решение, быть ему или не быть главой комитета, должно приниматься после обсуждения. И должно быть максимально понятно. Должно быть понятно, почему человек, который крайне авторитетен и уважаем, меняется на юриста, хоть и члена Союза каких-то писателей.
Но тут на арену выбегает Жириновский и говорит, как всегда, правду. Он заявляет: россияне проголосовали за В«Единую РоссиюВ», и она сама решает – кого куда ставить.
Что важно в правдивой реплике Жириновского: масштаб личности теперь не имеет общественного значения, теперь можно делать все, прикрываясь народным доверием.
Еще более понятна история с Познером. Я понимаю Кремль — в России всего одна телевизионная премия. И невозможно бесконечно смотреть на эти В«фиги в карманеВ». На эту Максимовскую, на этого Норкина, упоминающего Гусинского, этих академиков, голосующих В«в знак протестаВ». Да и сам Познер — странная личность, ведущая программу на Первом канале, а в других эфирах говорящая про проблемы с демократией и свободой слова. В
Для Кремля В«ТэффиВ» — последний неуправляемый кошмар. И он должен прекратиться!
И тут Познера поздравляют с Новым годом – ВГТРК сливает новость, что выходит из Академии. При этом официально не подтверждает. Познер туманно говорит, что раз ему не сказали, то и говорить пока нечего.
Есть чего.
Все задумано просто, в духе времени.
ТНТ и НТВ еще раньше обиделись, что им не дают награду, и уже вышли. Теперь важно объявить, что выходит что-то тэффиобразующее, например ВГТРК. Без этой компании академии вообще нет. Познер умен, он не сможет быть В«хромым ПознеромВ». Он все поймет и уйдет в отставку. ВГТРК сразу вернется, да она и не выходила формально. А если Познер не уйдет, то будет создана параллельная академия, например с Александром Любимовым. И вопрос перехода туда Первого канала — это вопрос времени. Все же неудобно Эрнсту переходить, пока Познер ведет В«ВременаВ». Он еще откажется. Скандал, однако. Зачем скандал перед всенародным избранием Медведева.
Но пишу я это не для изучения кремлевских технологий — они незатейливы и описываются простой формулой: не наш — пошел вон!
Я о Познере. О том, что даже если он не очень хочет, то он все равно символ свободы слова. И есть В«ТэффиВ», где всенародно дают статуэтки В«не темВ». А потом, когда СТС вырезает ненужные реплики, критики долго это обсуждают. То есть вокруг В«ТэффиВ», по мнению кремлевских, В«вони многоВ». Что в переводе означает В«осталось немного совестиВ».
Теперь о главном. А главное в простом: защитят ли деятели культуры Кобзона?
Защитит ли телевизионное сообщество Познера и В«ТэффиВ»? Защитит ли свое право давать премии тем, кому хотят академики, а не Кремль? В В В В В В В В В В В Осмелятся ли на протест? Поймут ли, что история с Кобзоном и Познером — это реализация простого плана: ты шахматист — играй! Ты певец — пой! Ты ведущий — веди! Зарабатывай бабки. Но кто бы ты ни был — свое мнение, если оно есть, засунь!..
Понимает ли телевизионное сообщество, что власть им предлагает только один путь: всеобщая телевизионная корпоративка, на которой для них отведена одна роль — задирать ноги.
В
P.S. Приступая к этому тексту, я не говорил ни с одним из героев. Более того, после того как КобзонВ пару лет назад в телефонном разговоре со мной оскорбил В«Эхо МосквыВ», я не имел чести с ним беседовать.
Но истина дороже.
Что касается В«ТэффиВ», то при том, что я был ее финалистом раза два или три, я не телеакадемик. И с Познером хоть и знаком, но шапочно. Не выпивали.
Пишу это для того, чтобы было понятно: я корпоративно не ангажирован.
А В«возвысят ли свой голосВ» те, кто награжден, увенчан и прославлен, станет понятно в ближайшее время.
Вас же так много, господа.
Может, перестать мочиться в штаны?!