Либералы, послушайте россиян: нам важны не политические права!
Так менее половины населения — 42% — полагает, что обладает правом исповедовать любую религию. Остальные права и свободы чувствует еще меньшая часть общества: право выбирать язык общения и обучения — 36%, свободу выбора профессии — 34%, свободу иметь частную собственность и распоряжаться ею — 28%, свободу вступать в политические партии — 26%, право на образование — 23%.
10% населения полагает, что обладает всеми правами и свободами, столько же считают, что и не обладают никакими.
Интересна динамика этих ощущений с начала 2005 года — времени, когда в России бушевала людоедская В«монетизация льготВ» и люди по определению должны были чувствовать себя пораженными в правах.
Лишь по двум категориям прав и свобод доля людей, считающих, что обладают ими, с начала 2005 года выросла заметно (на 3 процентных пункта и больше). Свободой выбирать место жительства обладают уже не 31, а 34%, свободой выезда из России и возврата в нее — не 21, а 26% (опрос проводился до В«дела МорарьВ»).
В то же время произошло существенное сокращение доли людей, считающих себя безусловными обладателями определенных прав и свобод — аж по 12 видам.
По праву на личную и семейную тайну она снизилась с 36 до 30%, по праву на жилище — с 31 до 26%, по праву на охрану здоровья и медпомощь — с 27 до 21%, по праву получать за труд вознаграждение — с 24 до 19%, по праву публично высказываться по важнейшим для общества вопросам — с 22 до 18%, по праву на личную неприкосновенность — с 22 до 16%, по праву собираться на митинги, пикеты, демонстрации — с 22 до 16%, по праву на защиту чести и достоинства — с 21 до 16%, по праву на безопасность труда — с 18 до 15%, по праву на защиту от безработицы — с 11 до 8%, по праву на возмещение вреда, причиненного действиями должностных лиц, — с 9 до 6%.
Наиболее важными для себя россияне считают право на охрану здоровья и медпомощь (в 2005 году его отметило 49%, сейчас — уже 53%, что свидетельствует об обострении проблемы), право на личную неприкосновенность (41%), право на жилище (снижение с 42 до 39%), право на защиту от безработицы (снижение с 25 до 22%), право получать вознаграждение за труд и на образование (до 21%), право на защиту чести и доброго имени (19%), право на личную и семейную тайну (17%), право на безопасность труда (рост с 13 до 16%, что говорит об обострении проблемы).
Это весьма убедительно свидетельствует о непонимании российского общества либеральной оппозицией, упрямо желающей говорить преимущественно о политических правах, в то время как они второстепенны для большинства россиян, по-прежнему занятых выживанием.
Либералы не хотят защищать первичные ценности граждан — права на жизнь, безопасность, здоровье, труд — по двум различным причинам. Либеральные фундаменталисты четко сознают, что эти первичные права граждан не позволяют им реализовать их собственные ценности (связанные с произволом крупного бизнеса), а честные либералы просто недооценивают значимость для населения целей, которые сами эти либералы в личном качестве уже давно достигли.
Наиболее искренне и достойно это выразил Илларионов:
В«О платформе объединения
Объединение граждан России невозможно ни на идеологической, ни на политической основе. Граждане России являются сторонниками различных взглядов, мировоззрений, идеологических и политических течений...
О цели объединения граждан
Сегодня в России нет более важной цели и более широкой общенациональной платформы, чем восстановление гражданских прав и свобод, обеспечение верховенства закона и независимости СМИ, создание демократической политической системы в стране. Поэтому рабочее название объединения — Гражданское движение или Гражданская коалицияВ».
Понятно, что тезис о невозможности объединения граждан в силу наличия плюрализма мнений (недаром говорят, что носителями наиболее тоталитарного сознания в России являются именно либералы — им постоянно мешают даже демократические черты народа) — простое прикрытие невозможности объединения граждан на базе ценностей самих либералов. Возможность объединения граждан на основе их собственных, житейских ценностей уже не вызывает, как в 1993 году, публичных призывов В«раздавить гадинуВ», но порождает второй тезис — объединение на основе тех немногих ценностей, которые объединяют либералов с обществом. При этом игнорируется тот очевидный факт, что эти политические ценности являются для населения второстепенными; напротив, они объявляются единственной общенациональной платформой… Они не объявляются единственными, просто на их основе предлагают объединиться.
Опрос ФОМа ценен тем, что показывает восприятие людьми наличия у них значимых для них прав и свобод, сравнивая группы людей, уверенных в том, что они обладают или не обладают теми или иными правами. В начале 2005 года этот показатель составлял 21,61, к концу 2007 снизился до 18,38.
В частности, по наиболее важному для населения России праву — праву на охрану здоровья и медпомощь — в начале 2005 года доля людей, твердо уверенных в том, что имеет его, превышала долю уверенных в том, что лишена его (27, 25); в конце 2007 года ситуация стала противоположной — 21 против 24-х.
По второму по важности праву — на личную неприкосновенность — превышение доли уверенных в том, что лишен его, над долей уверенных в обладании им растет (22 — 26 в 2005 и 16 — 23 в 2007 году).
По четвертому по значимости праву — праву на защиту от безработицы — баланс также негативен, хотя и несколько улучшился в 2007 году.
Таким образом, россияне ощутили бОльшую возможность для обладания двумя менее важными для них правами и свободами, чем раньше, а в большОм количестве более важных прав и свобод они ощутили свое поражение. Это вызвано не только естественным психологическим искажением (В«что имеем — не хранимВ»), но и тем, что люди наиболее остро переживают лишение наиболее значимых для них первичных, социальных прав (в том числе в ходе социальных реформ, пришедшихся как раз на 2005 год).
Именно борьба за первичные, социальные, наиболее важные для людей права и свободы и является единственно возможной базой объединения оппозиционных сил.
Именно она должна быть основой деятельности собираемого протопарламента; в противном случае он превратится в еще один бессмысленный и не нужный даже его собственным участникам либеральный В«междусобойчикВ».
В
Автор — директор Института проблем глобализации, д.э.н.
В
В