Христианская политика: время отрезвления
Раззадорив пару-тройку лет назад православное сообщество разговорами о непригодности для России В«западной модели демократииВ» и взяв курс на В«традиционные ценностиВ», власть, тем не менее, не только не занялась ротацией элиты в сторону ее В«оправославленияВ», к чему призывали некоторые, но и не воплотила в жизнь ни одного из корпоративных вожделений Русской православной церкви: не ввела в школы обязательные уроки В«Основ православной культурыВ» (ОПК), не создала православного государственного телеканала и даже к идее создания Общественного совета по нравственности на телевидении, судя по последним собеседованиям в Общественной палате, относится без особого энтузиазма.
Власть, собственно, действовала в этом случае строго в соответствии с конституционными нормами, но православные активисты явно чувствуют себя разочарованными. На состоявшейся в конце прошлой недели международной конференции В«Христианская политика в ХХI векеВ», которую организовал Союз православных граждан, некоторые даже высказывали сомнения в целесообразности продолжать политическую активность. Большинство, однако, не намерено сдавать позиции, хотя главный вопрос повестки дня, сформулированный председателем Союза православных граждан Валентином Лебедевым, звучал неутешительно: могут ли православные структурированно защищать свои политические интересы, и если могут, то как выйти из периферийного, маргинального состояния?
Для начала присутствовавшие на заседании церковные и общественные деятели, пастыри, политологи и политики решили возобновить работу Православного политического совещания (ППС). Это объединение родилось в 1995 году из остатков христианско-демократических партий, к середине 90-х благополучно развалившихся из-за отсутствия электоральной поддержки. (Один из самых ярких моментов конференции — возглас Валентина Лебедева, вспомнившего о былом — заклейменном генеральной линией партии и с готовностью вторящими ей иерархами: В«О, это было звездное время!В».) ППС, впрочем, тоже просуществовало недолго, мутировав в 1997-м в Союз православных граждан, который теперь очевидно нуждается в приливе свежей крови.Прибытка, как показал расклад на конференции, можно ожидать с четырех сторон, однако у каждой из этих сторон свои преференции и надежды.
Самыми большими скептиками по части православной политики показали себя пастыри, которые вообще сомневаются в возможности существования структурированных христианских политических союзов. В«Вот у меня на приходе есть сторонники КПРФ, В«Единой РоссииВ», других партий, как их объединить воедино? — задал вопрос сотрудник ОВЦС МП протоиерей Александр Макаров, заключив свою речь словами, что В«смысл занятия христианской политикой — привнесение нравственности, какие бы конкретные политические взгляды человек ни исповедовалВ».
Отец Георгий Рябых, тоже сотрудник ОВЦС, видит путь православной политики в создании разнообразных движений, которые проводили бы православную идеологию, выстраивали отношения с другими светскими организациями и движениями, таким образом В«удваивая и утраивая свое влияние на обществоВ». Кроме того, на его взгляд, необходимо развивать политическую культуру людей и ни в коем случае не отказываться от попыток воцерковить власть.
Похожие соображения у православных мирян. Директор Паломнического центра патриархии Сергей Житенев предложил покрыть Россию сетью общественных организаций по типу бывших Императорских обществ, из которых на сегодняшний день остались лишь Географическое и Палестинское. В«Мы должны превратить православные организации в большинство общественных организаций страныВ», — сказал он, однако забыл указать, кто будет субсидировать эти организации: Императорские-то общества создавались на пособия из казначейства.
У кого нет сомнений в необходимости православной политической активности, так это, понятное дело, у политиков. В«Мы должны заниматься политикой, чтобы прийти к властиВ», — отрезал председатель общества В«РадонежВ» и сопредседатель СПГ Евгений Никифоров. Председатель Клуба православных журналистов и советник председателя Совета Федерации Александр Щипков, впрочем, считает, что до полноценной христианской политики европейского типа Россия еще не доросла. В«На Западе христианские партии возникли из клерикальных и уже потом трансформировались в различные христианско-демократические союзы, — сказал он. — Года с 95-го политическая жизнь наших христиан тоже стала уходить в клерикализм, в лоббирование интересов своей организацииВ». Но период клерикальных партий должен пройти, и тогда настанет черед полноценных христианско-демократических объединений, надеется он.
На православных возлагает надежды и отошедший, как было заявлено недавно, от большой политики сопредседатель СПГ Сергей Глазьев, который наметил конкретные направления деятельности.
1.В Борьба за молодежь (в связи с чем необходимо продолжать лоббирование ОПК);
2.В Борьба за информационное пространство (радио, ТВ: требовать отставки людей, откровенно развращающих аудиторию);
3.В Борьба за Украину (если республику удастся отсоединить от России, то в отдаленной перспективе это будет иметь крайне негативные для нас последствия);
4.В Борьба за местное самоуправление (выборы остались только на местном уровне).
5.В Борьба за те площадки, которые отстраивает власть, например, Общественную палату.
Сергей Глазьев тоже считает, что нужно всеми силами продвигать православных во власть, причем необязательно высшую: клерки иногда имеют большее влияние, чем крупные политики, подчеркнул он. И самое главное — поиск средств. В«Как только власть стала воспринимать блок В«РодинаВ» как оппонента, все финансовые источники тут же улетучились. Люди при власти оглядываются в основном на власть, а не на тех, кто их туда делегировалВ», — с горечью отметил он. А православные предприниматели, по его словам, так и вовсе отказываются субсидировать близкие им идеологически партии и объединения.
На конференции присутствовал и представитель ветреной власти — политолог, депутат и зампредседателя думского Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Марков. По ходу разговора, правда, выяснилось, что Сергей Александрович совершенно не в курсе происходящего в православной среде, тем не менее, он, надо думать, твердо знает, какого рода активности ждет от церкви и православных руководство страны. Улучшение нравственного климата, помощь людям, которые споткнулись, и усилия, призванные не допустить отделения от Московского патриархата миллионов украинских православных, все больше склоняющихся к автокефалии, — вот представленный им перечень желательных дел. В«Православная церковь ведет себя пассивно. Нужно сосредотачиваться не на собственных интересах, а на интересах большинстваВ», — пожурил он православных.
Православные, в общем-то, согласны. В«Православному гражданскому обществу нужно уйти от разного рода политических утопий и работать в той системе, которая в России сегодня имеется, наполняя ее православным христианским содержаниемВ», — так охарактеризовал В«Ежедневному журналуВ» новый вектор православной политики пресс-секретарь СПГ Кирилл Фролов.
Вот только работать В«политические православныеВ» умеют крайне плохо, им бы все В«боротьсяВ». Да и борьба их носит спорадический, точечный характер, выливаясь, как правило, в гневный публицистический ответ на уже произошедшее событие. Проблема в том, что они чувствуют себя В«солью землиВ», а не частью общества, и привыкли с ним не разговаривать, а поучать его. Поэтому для того, чтобы отныне В«вести доброжелательный миссионерский диалог с собственным народомВ» — одна из сформулированных на конференции задач, — им предстоит как минимум обзавестись новым инструментарием, прежде всего интеллектуальным.