КОММЕНТАРИИ
В оппозиции

В оппозицииТеатр — это жизнь

11 АПРЕЛЯ 2008 г. АЛЕКСАНДР ОСОВЦОВ
ostnord.narod.ru

В первую очередь мне сейчас хочется по-мальчишески поторжествовать, сказав что-то вроде: В«Ага! Ведь я же говорил, а вы сомневались! Ведь я предупреждал, что не надо слушать интерпретаторов, никаких — ни Новодворскую, ни Павловского, ни Латынину, ни Сванидзе, ни Киселева, ни Пушкова, ни... Слушайте Их Самих, слушайте Великих, слушайте Главных! Главных вообще и главных ньюсмейкеров, но слушайте внимательно — и узнаете все. По крайней мере, все, что вы пытаетесь понять и обсуждаете годамиВ».

Основание для такого рода эмоций мне дал президент Дагестана М. Алиев, объяснивший, почему запретили спектакль о трагедии В«Норд-ОстаВ», поставленный в Махачкалинском русском драматическом театре. Объяснения были такие: героизация и романтизация боевиков-террористов, содержащаяся в спектакле, носит злонамеренный и целенаправленный характер, что, в частности, доказывается проживанием в Великобритании автора пьесы драматурга Наталии Пелевиной. Ведь она живет в одной стране с Б. Березовским, который, как (SIC!) всем известно, был организатором вторжения чеченских сепаратистов в Дагестан в 1999 году.

В какой мере пьеса страдает указанными Алиевым недостатками, и недостатки ли это вообще, я не знаю, так как спектакля не видел — ни в Лондоне, ни в Махачкале последнее время бывать не приходилось. Насколько вообще чиновник вправе запрещать спектакли, обсуждать бессмысленно: раз Алиев запрещает, и его запрет воплощается в жизнь — значит, современное российское общество, по крайней мере, дагестанское, это позволяет и принимает. Вон совсем недавно президент России В. Путин объяснял в театре В«СовременникВ», каким должен быть Чацкий. Оказалось — похожим на Александра Матросова. Главреж Г. Волчек, как мне показалось, делала вид, что все это можно воспринимать как имеющее какой-то смысл. Если можно самому Путину в В«СовременникеВ», а сама Волчек не возражает, то и Алиеву в Махачкалинском русском драматическом — можно тем более.

Еще более бессмысленно пытаться искать причинно-следственную связь между содержанием пьесы и тем, что ее автор живет в одной стране с кем-то еще. Даже не буду иронизировать по этому поводу, не буду вспоминать, что в Великобритании, кроме Березовского, живет еще тот-то и такой-то, в том числе и из России — настолько это нелепо. Но! В словах Алиева есть бесценное зерно, которое, на мой взгляд, во многом меняет наше представление о собственной стране. Вдумайтесь: всем известно, что вторжение чеченских боевиков - сепаратистов в Дагестан в 1999 году организовал Березовский. Да, слухи об этом были, но под запись, из уст официального лица такое прозвучало впервые. Что из этого следует?

На всякий случай напомню, что в это время Березовский не только не был эмигрантом, чье пребывание в Лондоне столь пагубно влияет на содержание пьес проживающих в Англии драматургов, но наоборот — был влиятельнейшим российским политиком и предпринимателем. В апреле 1999 года он покинул пост Исполнительного секретаря СНГ и, отнюдь не потеряв ни амбиций, ни контактов в Кремле, вплотную занялся формированием контуров будущей российской власти, а конкретно — сколачиванием блока В«ЕдинствоВ», ставшего впоследствии основой партии В«Единая РоссияВ», и подготовкой президентской кампании тогдашнего приемника, будущего президента — Путина. Использовал он в этих проектах не только интеллект, связи и деньги, но и, что немаловажно, фактически принадлежавшее ему тогда ОРТ ( ныне Первый канал). Именно тогда, в августе-сентябре 1999 года, и случилась так называемая В«Вторая чеченская войнаВ», которая, наряду с некоторыми другими событиями, включая серию кровавых терактов в Москве и других регионах, резко подняла рейтинг малоизвестного до этого Путина и предопределила его успех на будущих выборах.

Из слов Алиева следует, что либо вторжение басаевцев в Дагестан и последовавшая вслед за этим В«Вторая чеченскаяВ» были частью кампании Путина, либо как минимум, что этими двумя В«проектамиВ» параллельно занимался один и тот же человек — Березовский, о чем В«всемВ» прекрасно известно. Я опять-таки не буду цепляться к словам, выясняя, кто такие эти В«всеВ». Я, например, не скрою, действительно думал об этом, но, честное слово, совсем не знал, что все обстоит так, как говорит Алиев. Полагаю, что не я один такой неинформированный. Но кого бы ни подразумевал Алиев под В«всемиВ», ясно, что даже если большинство из них являются дагестанцами, высшие руководители спецслужб, правительства и государства тоже должны входить в число В«знающихВ». Или что же — лидеры Дагестана, включая самого Алиева, знали, но скрыли это от Путина, бывшего тогда премьером, а вскоре ставшего президентом?

Получается, что президент Дагестана фактически заявил, что президент России знал о том, что один из видных членов поддерживавшей его группы организовал кровавую бойню на юге страны, которая была использована в рамках его, президента России, политической кампании, и в которой он сам, тогда премьер-министр, поучаствовал, посетив театр боевых действий. Знал, но молчал, и продолжает это делать — ни он сам, ни его пресс-служба заявления Алиева никак не прокомментировали и не опровергли. Также следует заметить, что среди многочисленных обвинений в адрес Березовского, исходивших от сторонников Кремля, а там, кроме хищения денег В«АвтоВазаВ» и В«АэрофлотаВ», фигурирует и заговор против кандидата в президенты И. Рыбкина (в 2003 году), и убийство А. Политковской, и участие в похищениях и торговле людьми, о Дагестане и вторжении туда чеченцев — ни слова. Видать, не все такие невыдержанные, как Алиев.

Многое еще можно попытаться додумать на основе столь важных откровений. Слишком много для одной колонки. Единственное, что еще я хочу напомнить, так это название спектакля, который запретили почти через 9 лет после того как, если верить Алиеву, Березовский организовал вторжение как провокацию, благодаря которой Путин стал президентом. А что было дальше — все знают. Спектакль называется — В«ВВ своих рукахВ»...

Обсудить "Театр — это жизнь" на форуме
Версия для печати
В 



Материалы по теме

Прямая речь //
Владимир Путин перестал генерировать смыслы. Только фоновые шумы // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
НОРД-ОСТ // ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ
Бороться и искать. Найти и не сдаваться // АЛЕКСАНДР ЧЕРКАСОВ
«Норд-Ост»: десять лет спустя // АНДРЕЙ СОЛДАТОВ, ИРИНА БОРОГАН
Сукин сын из нашей конуры // ВЛАДИМИР НАДЕИН
Владимир Путин и второй щелчок по носу // МАТВЕЙ ГАНАПОЛЬСКИЙ
Норд-Ост // ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА
Каждому свое // БОРИС СУВАРИН