От любви до ненависти, или епископ Диомид как инструмент политтехнологий
«…Мы имеем дело с каким-то проектом, который кем-то раскручивается, — заявил в конце прошлой недели представитель Московского патриархата при европейских организациях епископ Венский и Австрийский Иларион. — И владыка Диомид используется как личность, с которой этот проект мог бы ассоциироваться. Собственно, цель проекта — создать очередную альтернативу Русской православной церкви с каким-нибудь похожим названиемВ». Не могу не согласиться с первой частью утверждения епископа Илариона, а вот со второй вряд ли: развернувшаяся вокруг истории с Диомидом информационная кампания чем дальше, тем больше подталкивает к мысли, что цель проекта — попытка создания альтернативы внутри Русской православной церкви. Недаром же епископ Диомид, судя по его интервью В«Независимой газетеВ», не собирается уходить в раскол, а готов продолжать бороться В«за свои идеи и мненияВ», оставаясь в РПЦ.
Как мы узнали о епископе Диомиде? В«ИмяВ» ему сделали радикальные оппозиционеры патриархии главный редактор газеты В«Русь православнаяВ» Константин Душенов и глава черносотенного Союз русского народа Михаил Назаров, старательно превращавшие его тексты, не предназначенные, как потом объяснял сам епископ, для широкой огласки, в В«обращенияВ» и В«заявленияВ». Поэтому поначалу казалось, что дело это вполне маргинальное, раздуваемое политиканствующими православными ради своих сугубо эгоистичных целей.
Однако в дальнейшем к нему явно подключились и другие игроки. Особенно заметно это стало после Архиерейского собора, на который Диомид не приехал, так и не дав ни священноначалию, ни заинтересованной общественности возможность лицезреть его воочию или услышать хотя бы слово из его собственных уст. Зато сразу после Собора в Москве был создан Общественно-религиозный совет « защиту чистоты православия и епископа ДиомидаВ», который возглавил руководитель союза В«Святая РусьВ» Алексей Добычин (другие члены не просматриваются), недавно вернувшийся с крымских берегов, где он боролся за русский флот. Он с ходу бодро отрапортовал, что В«в Русской православной церкви Московского патриархата совершена "оранжевая" революция, связанная с захватом и узурпацией власти узкой группой лиц из числа священноначалияВ» (это по поводу наложенных на Диомида прещений), и он, Добычин, отныне берет на себя тяготы борьбы с силами, которые стремятся В«подчинить Русскую Церковь антихристианским и антирусским силам Запада, тем самым, уничтожив ееВ». Теперь, если верить порталу В«Кредо.RuВ», воззвания и петиции сторонников Диомида поступают на адрес непосредственно Добычина. (Конечно, Союз русского народа В«в лице своих черносотенных отделовВ» все-таки очень одиозная организация, мало кто готов видеть в ней легитимного медиатора между православными массами и выразителем В«народных чаянийВ» Диомидом — очевидно, решили попробовать на эту роль Добычина.)
Диомид, между тем, продолжает прятаться. С временным управляющим Чукотской епархией архиепископом Хабаровским Марком он явно не намерен встречаться: укатил на какой-то дальний мыс якобы прощаться с паствой, причем ему для этого предоставили вертолет — ровно в тот самый момент, когда он должен передавать дела. А на В«курирующихВ» процесс сайтах продолжают появляться письма возмущенных прихожан, рассказывающих о том, как В«приспешникиВ» Марка силой врываются в храмы — ну прям не могут подождать, когда им из епархиального управления ключи поднесут, — отбирают у клириков продукты, в общем, творят всяческие беззакония, пользуясь полной поддержкой местной власти — вертолет Диомиду, очевидно, другая власть предоставила.
Тем временем государственный журналист Максим Шевченко в эфире В«Эха МосквыВ» поделился со слушателями своими волнениями, что в РПЦ МП В«усиливаются католические традиции, знаете… власть высшего епископата, власть высшего архиерейского начальства, она безоговорочна, не обсуждаема, не дискутируемаВ» (то ли дело у нас в политике или на российском телевидении, где работает Максим Шевченко, — полное торжество православной соборности!).
В В«Русском журналеВ», которым руководит Глеб Павловский, до недавнего времени, как известно, едва ли не главный наш привластный политтехнолог, за ситуацией с епископом Диомидом не просто следят, а составляют детальный воображаемый В«план его действийВ» аж до января следующего года. Зачем? « нашем прогнозе мы исходили из наиболее радикального сценария поведения изверженного епископа — если между пребыванием в Православной Церкви и игрой в политиканство Диомид выберет последнееВ», сказано в предисловии В«от редакцииВ». В«И мы надеемся, — и будем за это молиться, — что ничего подобного не произойдетВ», — завершает В«редакцияВ» свои откровения. Однако и в В«Русском журналеВ», и на портале В«Кредо.RuВ» статьи, старательно раздувающие масштаб В«явления ДиомидаВ», только множатся.
В общем, если провести аналогию со светской политикой, то налицо планомерное создание из Диомида со товарищи типичной В«партии-спойлераВ» для острастки нынешней церковной бюрократии. И риторика очень похожа. В ходе думской кампании все неугодные, против которых В«работалиВ» партии-спойлеры, тоже В«полностью обнажили свой звериный оскал врагов России, лакеев Запада, продавшихся ему за В«тридцать сребрениковВ». Ну чем не Добычин?
Остается ответить на вопрос, кто заказчик этой В«небесной симфонииВ», компрометирующей в первую очередь ее исполнителей. А вот непонятно пока, кто заказчик. То ли растерявшиеся после смены власти политтехнологи пытаются заполнить таким образом свою душевную пустоту, то ли сама власть, подуставшая от самостоятельности церкви, хочет несколько умерить ее пыл, цинично пытаясь посеять смуту в церковных рядах (недаром в одной из статей В«Русского журналаВ» Владимир Можегов заговорил о том, что власти пора В«подумать об органе, способном упорядочить и урегулировать церковно-государственные отношенияВ», и не для чего-нибудь, а для защиты страны от религиозного мракобесия — то есть сами нагнетаем мракобесие, а потом сами выстраиваем против него защиту), то ли речь идет о переформатировании церковной политики в духе изоляционизма и шовинизма, чем официальная церковь до сих пор не грешила, — и тогда понятны нападки диомидовцев на митрополита Кирилла, главного проводника церкви в В«большой мирВ».
Но чем ближе епископ Диомид
будет подбираться к Москве, тем яснее будет ответ на этот вопрос. И если он
действительно В«найдетВ», а то и построит, как обещал, себе в столице храм, то
сомнений в том, что раскольнические настроения в церкви провоцирует власть,
думаю, не останется. От любви до ненависти, как известно, один шаг...