Старики-разбойники
В
Ветераны и хулиганыВ В В В
Итак, предоставленные сами себе В«нашиВ» будут сохранять состояние равномерного прямолинейного движения, поскольку никакое трение их не тормозит.
На кой черт этот маразм нужен их покровителям — понять невозможно.
Тут может быть обычная чиновная неразбериха, или личные отношения, или проявление каких-то подковерных игр, о которых неинтересно и бессмысленно гадать…
Во всяком случае, на смену общеполитического тренда и новое ужесточение по всему фронту все это непохоже.
Отдельный стыд-позор, что хулиганы в это дело втягивают ветеранов.
Не знаю, что там за ветераны, но в любом случае, по-моему, уважающему себя фронтовику должно быть противно якшаться с вот такой наемной шпаной — даже если он при этом испытывает личное отвращение к Подрабинеку с его статьей.
Кстати, среди ветеранов гораздо больше, чем среди молодых, политически активных людей. Это естественно — чем, кроме политики, скрасишь старость? В молодости хватает других развлечений… Так вот, между ветеранами есть яростные сталинисты — и не менее яростные антисталинисты. Воевали по одну линию фронта капитан Варенников и капитан Солженицын. Среди известных ветеранов было больше антисталинистов — Окуджава, А.Н. Яковлев, Юрий Никулин, но по ним судить обо всех миллионах участников войны, конечно, нельзя.
Вся эта история, между прочим, упирается в какие-то ПРОСТЕЙШИЕ вопросы. Вовсе не политические, а моральные.
В
Старикам любым у нас почет
Надо ли уважать ВСЕХ ветеранов войны? Кстати, и ветеранов труда?
Или же В«критически мыслящая личностьВ» должна, прежде чем уступить место в метро, спросить: В«А как ты, бабуля, относишься к Сталину?В», В«А ты, дед, медальками-то не бренчи, лучше скажи, где их заработал — на фронте, на передовой? А может, ты возил шлюху комдива? А может, сопровождал эшелон с награбленным в Германии барахлом? А может, и вовсе в СМЕРШе пахал?! Не слышу ответа, старый!В».
Как-то диковато обсуждать ТАКИЕ темы… Но вот, приехали — приходится.
По моему простому мнению, мир вообще существует (т.е. мы друг друга не съели — в прямом значении слова) только потому, что существует ПРЕЗУМПЦИЯ АПРИОРНОГО УВАЖЕНИЯ друг к другу. Она вообще есть норма любого общества — восточного, западного, демократического, авторитарного, патриархального, модернистского, феодализма, коммунизма или фашизма.
Презумпция уважения состоит в том, что люди не сталкиваются лбами на улице (опять же — в БУКВАЛЬНОМ смысле), а все-таки обходят друг друга. Тем более не сталкиваются автомобили и т.д.
Эта презумпция взаимоуважения homo sapiens ИСКЛЮЧАЕТ вопрос В«чем вы занимались до 17 года?В». Чем хотели — тем и занимались, не пойман — не вор, а коли пойман да отсидел — то и свободен. В общем, ребята, давайте жить дружно. Потому что иначе жить-то невозможно. ФИЗИЧЕСКИ невозможно.
Отдельная радость — старичье-боровичье.
Не знаю, как прочие прекрасные собою "ежи", не имеющие возраста и пола, а одни только убеждения (либеральные или сталинистские), а я вот уже вползаю в эту цветущую пору жизни… В
И, честно говоря, похвастаться-то особо — нечем. В«Учения не создал, Паниковского не воскресилВ» — смешно, но так и есть…
А уважения-то — хочется. Нет, без того, чтоб юные девушки места в метро уступали, пока еще обойдусь, но некоторого изначального почтения уже хотелось бы — на свои силы и возможность это уважение всякий раз с нуля зарабатывать рассчитываю все меньше и меньше… А — за что, собственно, тебя уважать? Увы, всего только за возраст. Такая, знаете ли, ничтожная компенсация за неудобства с ним связанные! Что же говорить о настоящих, безнадежных стариках… Тем более — о ветеранах, про которых, опять же АПРИОРИ, считается, что каждый из них проливал кровь за страну. Как правило, он это делал сугубо вынужденно — призвали, куда сбежишь? Мог вообще не иметь ни единой царапины за всю войну. Мог и не воевать — призванный в 1944-мВ провел год в училище или в тылу. Мог быть и трусом и шкурником… Много чего мог. Допросим — или так поверим?
Вот пенсии тоже платят не по В«итогам трудовой деятельностиВ», а по возрасту и прежней зарплате, которая часто никак не связана с В«общественной пользойВ». И кстати — чего их вообще платить-то? Крутись как умеешь, скопил чего-то — живи, а нет, так помирай или побирайся, сам виноват, а никто тебе ничем не обязан — ты ж НА СЕБЯ работал!В
Общество людей от скопления ХАМОВ ровно тем и отличается, что не задает хамски-жлобских вопросов, а просто уважает стариков БЕЗ ВОПРОСОВ. Как говорится, есть понятия, которые не обсуждаются. Ибо обсуждать — нечего. И доказать никому ничего нельзя. Это просто АКСИОМА. Или она есть, или ее нет, а спорить — не о чем.
Уважение к СТАРИКАМ, тем более ветеранам, как мне кажется, должно быть АПРИОРНЫМ и всеобщим — ко всем старикам, без разбора. Безотносительно к политике и идеологии.
А вот презрения к СТАРИКАМ быть не может вообще.
Презирать можно идеологию. Но идеология и люди - не одно и то же.
Переносить отношение к идеологии на отношение к ее носителям — тоже идеология. Вполне определенная — сталинистская, тоталитарная, "беспощаден к врагам". Например, к врагам либерализма.
Презрение может быть к ОТДЕЛЬНОМУ старику — сугубо индивидуальное. И все-таки, наверное, ПО ДЕЛАМ его, его лично. А за В« косые идеологические взглядыВ» бить не стоит — с ними можно только СПОРИТЬ. Кто-кто, а диссиденты это должны бы знать... Можно, конечно, за взгляды ненавидеть, презирать, прямо-таки желать с кашей съесть — знаю, сам грешен… Но именно что грешен, надо ж эту злость в себе преодолевать — В«души прекрасные порывыВ». Осуждая взгляды, тем более связанные с жизнью человека, стоит помнить, что в его жизни было что-то и кроме взглядов: может, и правда, честно воевал, может, кому-то помог, может, еще что. А то чего уж так-то: В«Тряхнул стариной — выкинул старика из автобуса»…
Понятно, что и старичье не должно на голову В«остальным людямВ» садиться, не имеет никакого права никем командовать В«по праву возраста и заслугВ», навязывать свою кочку зрения и т.д. Грубо говоря, место вам должны уступить, но обожать вас при этом или выслушивать поучения никто не обязан.
Старые люди часто неадекватны — завышенные претензии… Неадекватная самооценка есть у каждого возраста, но в старости она особо уперта, бранчлива и несгибаема. В«И старческой любви позорней сварливый старческий задорВ». Интеллект-то уже часто остекленевший, негибкий. С годами не умнеют, увы… Что ж, кто доживет, сам такой будет. В«Над старостью смеяться — грехВ». Грех прежде всего потому, что это слишком ЛЕГКО. Твой молодой или средне-пахучий возраст — а отнюдь не твой ум, не твои личные ЗАСЛУГИ вЂ” дает слишком большую фору перед стариками! В интеллектуальном боксе почти такое же преимущество, как в реальном…
В
Вы чье, старичье?В
Но как же уважать стариков-разбойников?
Ну, не прямых уголовных разбойников, а членов преступных организаций? Участвовавших — с твоей точки зрения — в неправом, преступном деле?
Непростой вопрос. Но прецеденты есть.
В Германии платят своим ветеранам хорошие пенсии, дают иные привилегии, вообще уважают – хотя нацизм, за который они воевали (уж они-то точно не В«защищали родинуВ», а только нападали во имя фюрера и высшей расы!), осуждают. Не знаю, платят ли ветеранам войск SS, но совсем не удивлюсь, если узнаю, что да, платят. И если не доказаны сугубо ЛИЧНЫЕ преступления — не осуждают.
В США очень даже уважают ветеранов Вьетнама, хотя какой уж только грязи не вылили на эту войну (да и на САМИХ ВЕТЕРАНОВ!) американские прогрессивные интеллигенты, либералы, диссиденты. А что, в самом деле, такого замечательного сделали те ветераны? Храбро перебили В«во имя демократииВ» несколько миллионов вьетнамцев, которые их не особо-то просили лезть во Вьетнам…
Но ветеранов американское общество уважает, при прочих равных это считается преимуществом в карьере. И вЂ” справедливо! А иначе чем скрепишь страну? В«Воевал? Ну и козел! Воевал-то ты за подлеца Никсона (Джонсона или вот сейчас — за Буша), за грязных политиков и дураков…» Так ведь воевать люди, как правило, и так-то не рвутся, а если их еще за это и проклинают, то тем более дураков не найдете. Может, это и лучше — войн не будет, армии развалятся и т.д., но жаль только жить в эту пору прекрасную нам не придется. А пока столь мерзкое дело, как войны и армии, существует – его участникам платят не одними деньгами, но и уважением.
Наконец, на Украине и в Прибалтике носятся со своими В«лесными братьями и сестрамиВ». Многим особо продвинутым российским либералам эта публика несказанно мила — видно, по логике В«враг моего врага — мой другВ».
Я этой соблазнительной логики стараюсь не придерживаться. По мне, украинско-прибалтийские НАЦИОНАЛИСТЫ, воевавшие ни за какие не за В«общечеловеческие ценностиВ», а просто из своих патриотически-националистических соображений да еще и на подхвате у немцев (болтовню про В«третью силуВ» и В«независимостьВ» во время войны оставьте для детей младшего возраста), никакой симпатии не вызывают. Я почему-то отождествляю себя с евреями, которых убивали, а не с теми, кто их убивал В«против Сталина и Советской властиВ». Для меня эти ветераны — враги, хоть время все и стушевало. Вот такой я совок, и сталинист, и русский империалист, а пуще всего еврейский националист, не способный подняться над своими местечковыми комплексами и оценить прелесть высоких демократических идей В«лесных братьевВ».
Но в одном отношении я над этими комплексами подняться все же могу.
А именно: С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ УКРАИНЦЕВ (или прибалтов), эти ветераны достойны уважения. Они как умели создавали (боролись за создание) свое государствj. Государства почти всегда создаются из крови, да еще и с хорошей примесью дерьма — но те, кто в них живет, этим гордятся. И правильно делают: страна, которая презирает и отрицает свое рождение, жить не может. Как человек, который ненавидит своих родителей и свой день рождения.В В В В В
В Хотя надеюсь, что есть местные диссиденты — не только из числа русских националистов и коммунистов, — которые могут подняться над национализмом и все же влагают персты в раны, напоминают об оборотной стороне националистической медали. Такие тоже НЕОБХОДИМЫ вЂ” для духовного здоровья нации, чтоб совсем не запаршивела.
Да, вот примерно так — презумпция уважения к старикам; особо — к ветеранам; при понимании того, что с чьей-то точки зрения, когда речь идет о военных ветеранах, все обстоит ровно наоборот. Что ж, общей правды на обе линии фронта нет. Но ЧУЖАЯ правда — не моя! А моя ничуть не хуже, хотя бесноваться с ней и устраивать В«вторую Отечественную войну историковВ» — пошловатое занятие…
Поэтому в глупейшей истории с В«АнтисоветскойВ» меня совершенно не возмущает тов. Долгих. И был ли его папа зэком или гулаговским начальником; был ли сам Долгих ранен тяжело или легко или вообще не ранен; член ли он Политбюро или совсем даже беспартийный; ветеран он В«простойВ» или какой-то ветеранский начальник; сталинист или либерал — этот старый человек имеет право а) на априорное уважение, б) на то, чтобы высказать свое мнение. От числа и веса орденов это не зависит.
Но вот истинное раздражение у меня вызывает г-н Митволь, который, в своей безудержной пиар-жажде поспешил этим письмом ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ и с изумительными словами В«никакая шашлычная не стоит слез ветерановВ» (так и вижу ветерана, плачущего на пороге шашлычной, уткнувшись в топ-щетину Митволя) проявил классический административный восторг. Грубое давление на шашлычников, которые ничего незаконного не делали — очевидное безобразие. К сожалению, недоказуемо-неподсудное.
Вот туда бы и стоило диссидентам свой гнев обратить, нет?
Хотя, конечно, воевать с середнячком-чиновничком не столь эффектно — мелкая разборка по копеечному поводу. А тут получилось прямо покушение на основы…В
А основы-то — азбучные, для пятилеток.
Старость первична, политические взгляды — вторичны. И старость стоит уважать безотносительно к ним. И, разумеется, стоит спорить с этими взглядами, невзирая на возраст — если они вам чужды. Но СПОРИТЬ вЂ” не драться словами,не плеваться словами, не бить словами по лицу. Нет, никто не может запретить ругаться, если самому не совестно...
Высказывать свои взгляды имеют право все — старые, молодые, сталинисты, либералы, диссиденты.
Навязывать не имеет права никто и никому.
А если кто считает себя обиженным — ответь. А если не лень — подай в суд. Кстати, в суд можно подать не только на Подрабинека, но и на Митволя, и на В«нашихВ» — если, конечно, найдутся юридические основания.
Фотография РИА Новости