Чего не должен говорить России ее президент
Нынешний наш президент — человек грамотный и разговорчивый. Говорит про модернизацию, про часовые пояса, про свободу, которая лучше, чем несвобода. И пусть говорит, раз уж ничего не делает. Но Боже упаси его повторять то, что предлагает ему сказать уважаемый Михаил Делягин. Пусть уж лучше все остается как есть.
В
Рецепты доктора Делягина по выводу страны из темного настоящего в светлое будущее схоластичны и незатейливы, как В большинство рецептов подобного рода. Из четырех обозначенных им стратегических задач три первых относятся к сохранению и укреплению государства, а четвертая — к повышению условий и качества жизни, чтобы жить всем было В«приятно и уютноВ». Далее следует длинный перечень мер, необходимых для выполнения поставленных стратегических задач. Все меры — экономического или управленческого характера. Вся беда России, по Делягину, состоит именно в неправильной социальной политике и государственном управлении. Политическая система сомнению не подвергается; существенна лишь недостаточная социалистическая составляющая и дурная кадровая политика.
В
С некоторыми из этих мер можно было бы согласиться, по крайней мере, вреда они не принесут. Например, государственные гарантии прожиточного минимума или раздача пустующих земель крестьянам. Другие, как, например, инвестирование пенсионных взносов в долгосрочные проекты с гарантированной прибылью, так и останутся благими пожеланиями. Третьи, такие как протекционизм и государственное регулирование цен, тащат страну в социализм. Но даже если оставить только В«правильныеВ» меры, что они дадут? Можно ли справиться с парниковым эффектом, запретив туристам разжигать в лесах костры? Можно ли превратить Сахару в процветающий оазис, поливая разбитую в ней клумбу из детской лейки? В рекомендациях Делягина отсутствует самое главное — системный подход, предусматривающий среди прочего и реформу политического режима.
В
Здесь автор предложенной президенту речи стеснительно умолкает. Это понятно, ведь модернизация экономики предполагает политическую модернизацию на началах либерализма, ничто другое успешно работать не будет. Советская директивно-распределительная система свою абсолютную экономическую несостоятельность доказала самым наглядным образом. Но именно о ней тоскует уважаемый Михаил Делягин, с грустью утверждая, что за последние 20 лет наше общество деградировало, проедая, разрушая и разворовывая В«советское наследствоВ». Это мифическое наследство, по утверждению автора, было создано некой В«советской цивилизациейВ» в сфере промышленной инфраструктуры, общественного здоровья, социальной сферы и культуры. Как будто мы не жили в те времена и не помним, что такое советская промышленность и советская культура!
В
Экономические и социальные проблемы Делягин предлагает решать в духе булгаговского Шарикова — все у богатых отнять и поделить. Ну, на первых порах не все. Например, у кого больше пяти квартир — В«излишкиВ» национализировать. Начиная с шестой квартиры. (Почему пять еще можно, а шесть уже нельзя — не объясняется.) Больше пяти домов — отнять. У кого больше двух гектаров земли не под сельскохозяйственными угодьями — национализировать. Деньги за все национализированное можно заплатить, но скромно, по расчетам государства.
В
Здравоохранение, образование, банковское кредитование — под строгий государственный контроль. В качестве меры борьбы с безработицей — уголовная ответственность работодателя за нарушение Трудового кодекса. Не очень понятно, как это будет работать, но звучит хорошо, по-сталински. И уже совсем в духе военного коммунизма: В«Для пресечения обмана и грабежа работников предпринимателями трудовые коллективы наделяются правом избирать в руководящие органы предприятия … своих представителей… с правом вето на принятие любого решенияВ». Зачем нам судебная система, какая там еще частная собственность — возродим практику назначения комиссаров на производстве!
В
Ну чем не возврат к милой делягинскому сердцу В«советской цивилизацииВ»? Задача, конечно, не из легких, признает Михаил Геннадиевич, потому что бороться предстоит не только В«с внешними конкурентами и с внутренними преступниками разных сортовВ» (трепещите, либералы!). Бороться предстоит еще и с ленью, развратом, корыстью, трусостью и разобщенностью, которые накопились у нас — как вы думаете, за какое срок? Ну, конечно, за последние 20 лет!В То есть народ-то у нас исключительно трудолюбивый, целомудренный, щедрый, смелый и дружный, да вот беда: за последние 20 лет его сильно испортили либералы. Надо понимать так, что последние 20 лет мы безудержно деградировали, а перед тем жили счастливо в В«советской цивилизацииВ» и после речи президента России, написанной Делягиным, снова будем жить так же хорошо.
В
Увы, это не шутка, это авторская позиция. Михаил Делягин предлагает себя в качестве мостика из В«легендарногоВ» советского прошлого в В«безоблачноеВ» советское будущее. Уж как он сокрушался об отмене празднования 7 ноября, о В«попытке содрать звезду со Знамени ПобедыВ». Как возмущался фильмом В«Груз 200В» и В«животной ненавистью к нашей истории, свойственной либеральным фундаменталистамВ».В Как клеймил он В«демшизуВ» и восхищался советскими достижениями. Оказывается, В«при всех своих недостатках советское государство стремилось к общественному благуВ» и добилось В«колоссальных успехов во всех сферах жизни: от промышленности до улучшения быта, который в конце 60-х – начале 70-х соответствовал уровню ведущих развитых странВ» (!). И суд тогда, за исключением политических дел, был профессионален и независим. И В«пресловутые В«права человекаВ» защищены [теперь] несравнимо хужеВ». А какая замечательная тогда была смертная казнь, которую теперь зачем-то отменили! Виноваты же во всем, по убеждению Делягина, «”грантоеды” и культуртрегеры, стремящиеся размыть российскую идентичность ради торжества ЗападаВ». Ну, натурально, враг у ворот.В А при этом В«заметная часть интеллигенции стремится оклеветать и смешать с грязью свою странуВ», потому что они В«предали свою Родину, и чувство вины исподволь грызет ихВ». Российским же либералам, замечает Делягин, В«в целом, насколько я могу судить, свойственна глубокая искренняя ненависть к стране, в которой они живутВ».
В
Собственно говоря, Делягину, как бывшему председателю идеологического совета партии В«РодинаВ» и советнику руководителя движения В«Отечество — Вся РоссияВ» Е.В Примакова, так и пристало отзываться о либералах. Непонятно только, по какому такому недоразумению он печатается иногда в либеральных изданиях.
В
В своем антилиберальном азарте и ностальгии по совку Михаил Делягин закономерно доходит если не до оправдания, то до благожелательного понимания природы политических репрессий в СССР. В«А не была ли по крайней мере часть советской карательной психиатрии… неким подобным инструментом — не гуманизма, конечно, но сохранения жизни?В». Как бы власти с помощью психиатров спасали от неминуемой народной расправы диссидентов, заточая их бессрочно в психиатрические больницы. На эти скорбные размышления его натолкнула моя статья об В«антисоветскойВ» шашлычной. Исчерпав себя в любовных объяснениях к Советской власти и ненависти к антисоветчикам, Делягин пишет: В«Единственное, что я могу сделатьВ по поводу этой статьи (потому что не питаю склонности к физическомуВ насилию, так получилось) — смиренно попросить ее автора и подобных ему считать меня коммунистом. ИменноВ в их понимании этого словаВ».
В
Ну как отказать хорошему человеку, не склонному к физическому насилию, в такой маленькой просьбе?
Принято.
В